Освещение вопроса о месте воспитателя и воспитанника в педагогической литературе

Перспективы образования » Место воспитателя и воспитанника в управлении воспитательным процессом » Освещение вопроса о месте воспитателя и воспитанника в педагогической литературе

Страница 2

Трудами И.П.Павлова и его учеников доказано, что учебно – воспитательный процесс представляет собой сложный, многозначный условно-рефлекторный акт. Посредством воспитания и обучения между внешними агентами и определенной ответной деятельностью образуются связи, называемые условными рефлексами.

Систематические воздействия, направляемые на организм в неоднократных повторениях, создают динамический стереотип – условные связи, отличающиеся известным постоянством, стабильностью, устойчивостью.

Зная эту особенность нервной системы, педагоги имеют возможность выработать на основе многократного повторения одних и тех же действий, движений, поступков прочные навыки и привычки поведения учащихся.

б) методы и приемы воспитания, необходимые для использования в педагогической практике на современном этапе ее развития

Успех воспитания зависит от того, насколько педагогически целесообразно учитель применяет тот или иной метод и прием воспитания, насколько они включены в систему воспитания данного коллектива, насколько применяемые методы, приемы и средства воспитания отвечают поставленным задачам и целям воспитания, обеспечивают комплексное воздействие на личность ребенка.

Воспитательные коллективы создаются на базе учебно – воспитательных учреждений (школ и школ – комплексов, интернатах, детских садов и домах ребенка), детских и молодежных организациях. В современной школе функционирует целый ряд воспитательных коллективов: коллектив класса, коллективы по интересам, ученические производственные коллективы, лагерей отдыха, детские общественные организации. Наличие в школе разнообразных по своим воспитательным функциям коллективов создает определенные педагогические предпосылки для всестороннего развития и обогащения каждой формирующейся личности.

Не всякое объединение детей можно назвать коллективом. Стремление ребят к общению, совместной деятельности в свободное от занятий время приводит к объединению школьников в группы. В таких стихийно возникающих группах наблюдается общность интересов, увлечений играми, коллективными делами, современными технологиями (компьютер). Ребята в таких группах испытывают моральное и эмоциональное удовлетворение от общения, учатся оценивать поступки людей, формируют суждения об окружающей жизни. Такие самовозникающие группы с помощью целенаправленного влияния учителей, детской организации могут стать благоприятными группами свободного проведения досуга. Но нередко встречаются стихийно возникающие группы, в которых преобладают отрицательные взгляды, асоциального поведения, виды деятельности которых противоречат нормам морали.

До 1990 года воспитание учащихся школ осуществлялось в детских общественных организациях: октябрятской, пионерской, комсомольской. Затем их почти везде упразднили и воспитательный процесс остался без четкой программы. Однако каждый учитель хорошо понимал, что ребенку недостаточно дать только знания, необходимо как можно лучше подготовить его к самостоятельной жизни. «Обществу сегодня нужен специалист, не только имеющий функциональную готовность к профессиональной деятельности, но и сформированный как творческая личность».

Учителя нового типа отличает высокая гражданственность и социальная активность. Учитель, любящий и понимающий детей, способен к педагогическому сотрудничеству с ними, родителями, коллегами, он видит в формировании личности растущего человека главный смысл жизни.

Такой учитель не «искореняет недостатки и пороки», а опираясь на диагностику личности воспитанника, определяет стратегию и тактику его развития; его отличает подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими. Такой учитель становиться живым примером для детей, ему свойственны высокий профессионализм, инновационный стиль научно – педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и к принятию творческих решений.

Страницы: 1 2 


Статьи о педагогике:

Внедрение инновационных технологий в практику школ
Становление и развитие новых социально-экономических и политических отношений в украинском обществе обусловили необходимость пересмотра требований к организации учебного процесса в школе. Важнейшим заданием системы образования сегодня является создание самых благоприятных условий для развития высок ...

Оценка профессионального уровня воспитателя инклюзивной группы
Педагогами был пройден тест, взятый из пособия под редакцией к.п.н. Никишиной И.В. «ДОУ. Диагностическая и методическая работа». Тест « Определите на каком уровне вы находитесь как воспитатель» был предложен воспитателям в начале исследования, на входе на 1 этапе (июль 2009г.) и на выходе, 3 этапе ...

Диагностика измерительных умений старших дошкольников
Экспериментальное исследование было проведено в 2005-2006 годах с детьми дошкольного возраста в детском саду «Семицветик». В исследовании участвовали дети экспериментальной и контрольной групп, всего в количестве 50 человек. Исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий, контрол ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru