Освещение вопроса о месте воспитателя и воспитанника в педагогической литературе
Трудами И.П.Павлова и его учеников доказано, что учебно – воспитательный процесс представляет собой сложный, многозначный условно-рефлекторный акт. Посредством воспитания и обучения между внешними агентами и определенной ответной деятельностью образуются связи, называемые условными рефлексами.
Систематические воздействия, направляемые на организм в неоднократных повторениях, создают динамический стереотип – условные связи, отличающиеся известным постоянством, стабильностью, устойчивостью.
Зная эту особенность нервной системы, педагоги имеют возможность выработать на основе многократного повторения одних и тех же действий, движений, поступков прочные навыки и привычки поведения учащихся.
б) методы и приемы воспитания, необходимые для использования в педагогической практике на современном этапе ее развития
Успех воспитания зависит от того, насколько педагогически целесообразно учитель применяет тот или иной метод и прием воспитания, насколько они включены в систему воспитания данного коллектива, насколько применяемые методы, приемы и средства воспитания отвечают поставленным задачам и целям воспитания, обеспечивают комплексное воздействие на личность ребенка.
Воспитательные коллективы создаются на базе учебно – воспитательных учреждений (школ и школ – комплексов, интернатах, детских садов и домах ребенка), детских и молодежных организациях. В современной школе функционирует целый ряд воспитательных коллективов: коллектив класса, коллективы по интересам, ученические производственные коллективы, лагерей отдыха, детские общественные организации. Наличие в школе разнообразных по своим воспитательным функциям коллективов создает определенные педагогические предпосылки для всестороннего развития и обогащения каждой формирующейся личности.
Не всякое объединение детей можно назвать коллективом. Стремление ребят к общению, совместной деятельности в свободное от занятий время приводит к объединению школьников в группы. В таких стихийно возникающих группах наблюдается общность интересов, увлечений играми, коллективными делами, современными технологиями (компьютер). Ребята в таких группах испытывают моральное и эмоциональное удовлетворение от общения, учатся оценивать поступки людей, формируют суждения об окружающей жизни. Такие самовозникающие группы с помощью целенаправленного влияния учителей, детской организации могут стать благоприятными группами свободного проведения досуга. Но нередко встречаются стихийно возникающие группы, в которых преобладают отрицательные взгляды, асоциального поведения, виды деятельности которых противоречат нормам морали.
До 1990 года воспитание учащихся школ осуществлялось в детских общественных организациях: октябрятской, пионерской, комсомольской. Затем их почти везде упразднили и воспитательный процесс остался без четкой программы. Однако каждый учитель хорошо понимал, что ребенку недостаточно дать только знания, необходимо как можно лучше подготовить его к самостоятельной жизни. «Обществу сегодня нужен специалист, не только имеющий функциональную готовность к профессиональной деятельности, но и сформированный как творческая личность».
Учителя нового типа отличает высокая гражданственность и социальная активность. Учитель, любящий и понимающий детей, способен к педагогическому сотрудничеству с ними, родителями, коллегами, он видит в формировании личности растущего человека главный смысл жизни.
Такой учитель не «искореняет недостатки и пороки», а опираясь на диагностику личности воспитанника, определяет стратегию и тактику его развития; его отличает подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими. Такой учитель становиться живым примером для детей, ему свойственны высокий профессионализм, инновационный стиль научно – педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и к принятию творческих решений.
Статьи о педагогике:
Изучение речевой готовности детей старшего дошкольного возраста
С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе теоретического изучения проблемы речевой готовности детей старшего дошкольного возраста к школе было проведено исследование. В эксперименте приняли участие 10 детей в возрасте 5-7 лет на базе дошкольного образовательного учреждения «Ласто ...
Методы работы с многодетной семьей
М.В. Фирсов, Е.Г. Студентов определяет, что первоначально. С чего начинает социальный педагог совместно со школой, - это изучение семьи. Изучение отношений внутри семьи и их обсуждение помогут педагогу представить положение в не ребенка. После изучение семьи стоит задача - создать в семье новые отн ...
Роль игровой деятельности в речевом развитии детей старшего дошкольного
возраста
В психологической и педагогической литературе имеется не мало исследований игр детей (Н.Н. Алексариной, С.Л. Новоселовой, Н.Н. Полагиной и др.). Впервые ее элементы появляются в младенческом возрасте, а в дошкольном складываются внешние формы, в частности сюжетно-ролевая игра. На третьем году жизни ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования