Психолого-педагогический аспект природоведческой работы с детьми дошкольного возраста

Перспективы образования » Природоведческая работа в ДОУ » Психолого-педагогический аспект природоведческой работы с детьми дошкольного возраста

Страница 1

Идея о первичности эмоциональной связи ребенка с природным окружением высказывалась еще известными педагогами К. Д. Ушинским и В. А. Сухомлинским. В работах современных исследователей — Н.Н.Кондратьевой, С.Н.Николаевой, Н.А.Рыжовой и др. — также отмечается важность идеи развития эмоционально-положительного отклика на объекты природы у детей дошкольного возраста. Например, Н. Ф. Виноградова и Т. Филиппова подчеркивают, что для детей необходим начальный этап эмоционального общения непосредственно с окружающими их природными объектами — основа доброжелательного отношения, нравственного поведения, познавательного интереса и желания вновь вступать во взаимодействие с природой.

Как показывают исследования Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д. Б.Эльконина, для того чтобы ребенок не только понял объективное значение усваиваемых норм и требований, но и проникся к ним соответствующим эмоциональным отношением, для того чтобы они стали критериями его эмоциональных оценок своих и чужих поступков, должен быть наработан собственный практический опыт ребенка. На этом основании можно сделать заключение о том, что эмоции ребенка развиваются в процессе деятельности и зависят от ее содержания и структуры.

Проблему становления ценностного отношения к миру природы, как считают многие исследователи, также необходимо рассматривать с позиций воспитания у подрастающего поколения чувства ответственности по отношению к окружающему миру. Становление нового мировоззрения во многом обусловливается нравственно-этическим воспитанием, развитием духовного мира человека, формированием моральных ценностей по отношению к окружающему миру, включая и мир природы.

Воспитание ценностного отношения к окружающему миру тесно связано с проблемой эстетического развития личности. Необходимо с детства научить человека жить в ладу с природой, как жили наши предки, которые умели живо воспринимать красоту окружающей среды и переносить ее в свой быт, обычаи, мысли, ритм жизни и труд. Данной точки зрения придерживается С.Л.Рубинштейн, считая, что эстетическое чувство природы важно формировать в том возрасте, когда складывается духовный мир детей, когда они особенно чутки и восприимчивы к красоте. По мнению В. А. Сухомлинского, развитие эстетических чувств в дошкольном детстве имеет важнейшую роль, ибо на этом возрастном этапе эмоции и мысли неоднократно закрепляются, способствуя выработке мировоззрения и положительных привычек поведения.

Таким образом, анализ философских, психологических, педагогических исследований позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время активно исследуются различные характеристики структуры ценностных ориентации: иерархичность, соотношение целей и средств, «значимого и относительно незначимо-то, позитивно-негативная асимметрия, монотипичность—политипичность структуры ценностей, гармоничность — дисгармоничность системы ценностных ориентации, проясненность — размытость ценностей и др.». По единодушному мнению многих исследователей, занимающихся проблемой формирования ценностных ориентации, именно система ценностей определяет развитие личности. Учеными доказано, что ценностное отношение к окружающей действительности особенно у детей дошкольного возраста в силу их возрастной специфики во многом обусловлено эмоциональным состоянием. Как показало исследование Н. Д. Былкиной и Д. В. Люсина, эмоции ребенка, в свою очередь, во многом обусловлены не только внешней ситуацией, но и внутренним его состоянием.

Также установлена связь между уровнем знаний об окружающей действительности и характером отношения к ней. Отмечается, что накопление представлений, расширение личного поведенческого и оценочного опыта способствуют углублению нравственных представлений. У детей дошкольного возраста постепенно, по мере овладения этим опытом, формируются «понятийные правила поведения», что ведет к более высокой степени их осознания. Постепенно эти правила становятся одним из важнейших регуляторов поведения. У детей формируются такие качества, как ответственность, инициативность, самоорганизация, самоконтроль, — все это имеет важное значение для их ценностного развития.

Исходя из вышесказанного, следует отметить, что у дошкольника:

- ценности и чувства образуют сплав, представляющий собой «единство аффекта и интеллекта», на основе которого ребенок взаимодействует с природой;

- усваиваемые ценностные установки и чувства по отношению к природе постепенно становятся регулятором поведения и деятельности, при этом чувственная регуляция является ведущей;

- индикатором эмоционально-ценностного отношения являются проявления ценностных качеств личности и чувств непосредственно в реальной деятельности и реальном поведении;

- позитивные (гуманные) ценности в отношениях «человек -природа» складываются на основе положительных чувств и эмоций, включаются в эмоционально-ценностную сферу личности дошкольника и становятся мотивами поведения и деятельности по отношению к природе.

Страницы: 1 2


Статьи о педагогике:

Мариинское женское училище
В 1857 году у Вышнеградского созрел план такого женского учебного заведения, куда небогатые семьи могли бы посылать дочерей для основательного образования, не чувствуя тягости вносить за это значительную плату. В конце того же года он представил в совет Павловского института свои соображения о возм ...

Этапы проектной работы
Главное отличие между обычной и проектной работой состоит в том, что при обычной работе основная деятельность ограничена рамками класса, а при проектной работе она выходит за его пределы. Полномасштабный проект включает три стадии: 1. Планирование в классе. Школьники при участии учителя обсуждают с ...

Диагностика уровня сформированности творческих способностей младших школьников
Для изучения творческих способностей детей младшего школьного возраста на базе МАОУ СОШ №31 города Ишима Тюменской области был проведен эксперимент. В эксперименте приняли участие учащиеся 2 «Е» и 2 «А» классов в количестве 22 человека. 2 «Е» составил экспериментальную группу, 2 «А» контрольную (по ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru