Природоведческая работа в ДОУ
Актуальность данной работы состоит в том, что проблемы экологического воспитания очень остро стоят перед нашим обществом на протяжении нескольких последних десятилетий. Всестороннее развитие детей дошкольного возраста и подготовка их к жизни и обучению в школе является важной частью общей проблемы экологического воспитания в нашей стране.
Приобщение человека к природе через ее познание всегда служило средством формирования его мировоззрения. Природоведческое образование стало особо важным на современном этапе исторического развития, когда хозяйственная деятельность человека чрезвычайно изменила природный облик земли. На первый план выдвинулась задача формирования научно обоснованного и эстетического взгляда на природу, опирающегося на полноценное интеллектуальное и нравственное развитие подрастающего поколения.
Взаимодействие с миром природы обладает большим психолого-педагогическим потенциалом для юного человека, который реализуется в следующих функциях – психофизиологической, психотерапевтической, реабилитационной, эстетической, познавательной, функции удовлетворения потребности в компетентности, функции самореализации, функции общения.
Изучение природоведения, начиная с раннего дошкольного возраста, открывает для ребенка дальнейший путь логического постижения законов мира, живой контакт с природой усиливает эмоциональную наполненность ее восприятия; эстетическое восприятие помогает увидеть красоту окружающего мира как закон бытия. Все вместе рождает ощущение единства человека и природы, взаимообусловленность их влияния друг на друга, воспитывает ответственность человека перед миром за свои деяния.
Цель природоведческого образования дошкольников – формирование осознанного и правильного отношения детей к природе. Оно строится на знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, на чувственном познании и наблюдении доступных пониманию взаимосвязей в живой и неживой природе. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека и его ценностных ориентиров в окружающем мире. Именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе, к окружающим людям. Программы для детского сада содержат разделы ознакомления детей с окружающим миром, в рамках которого осуществляется познание детьми разнообразия сезонных явлений, растений, животных, деятельности человека в природе. Программы нацеливают воспитателей на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, на формирование навыков ухода за ними в уголке природы. Основные направления природоведческой культуры на этом этапе – знание и отношения.
Ознакомление с природой при специальной организации обучения приносит положительные результаты в развитии восприятия, мышления и речи каждого ребенка, особенно на раннем этапе развития.
Очень важное значение придавал природе как фактору воспитания детей с раннего возраста русский педагог К.Д. Ушинский, обращая внимание на положительное воздействие природы на психику детей, на всестороннее, развитие их в процессе общения с природой. «Логика природы есть самая доступная для детей логика - наглядная, неоспоримая. Всякий новый предмет дает возможность упражнять рассудок сравнениями, вводить новые понятия в область уже приобретенных, подводить изученные виды под один род».
Существует несколько форм природоведческой работы с дошкольниками. Природа удивительна в своем разнообразии, и поэтому, в зависимости от поставленных целей и задач, целесообразно использование той или иной конкретной формы природоведческой работы, или же использование нескольких форм природоведческой работы в комплексе, с целью достижения наилучших результатов.
В связи с этим нами поставлена цель, рассмотреть многообразие форм природоведческой работы.
Объектом нашего исследования является учебно-воспитательный процесс по природоведению.
Предмет: природоведческие формы работы как средство формирования начальных знаний по природоведению у детей дошкольного возраста.
Изучение методической и научной литературы, анализ опыта педагогов и методистов, позволили сформулировать гипотезу исследования: активное формирование начальных природоведческих представлений у детей дошкольного возраста происходит быстрее и качественнее при правильном включении в процесс обучения и воспитания разнообразных форм природоведческой деятельности.
Цель исследования, его предмет, объект и гипотеза определили следующие задачи:
1. рассмотреть психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста;
2. изучить психолого-педагогическую литературу с целью выявления форм природоведческой работы в процессе воспитания и обучения дошкольников;
3. подготовить примерный банк диагностических вопросов с целью дальнейшего эксперимента по определению уровня экологической воспитанности дошкольников;
4. сделать вывод о правомерности и полезности использования разнообразных форм природоведческой работы для формирования начальных знаний по природоведению у дошкольников.
Экспериментальная работа опиралась на анализ и обобщение передового опыта педагогов и методистов и включала в себя определение цели и задачи исследования, обобщение результатов работы, формулирование выводов
Методы исследования: изучение и анализ литературных источников.
Структура: работа состоит из теоретической части в которой освещаются вопросы, касающиеся психолого-педагогического аспекта природоведческой работы с детьми дошкольного возраста, а так же рассматриваются формы природоведческой работы доступные для восприятия дошкольников. В практической части будут затронуты вопросы диагностики уровня экологической воспитанности дошкольников.
- Психолого-педагогический аспект природоведческой работы с детьми дошкольного возраста
- Организация природоведческой работы в повседневной жизни дошкольников
- Занятия природоведческого содержания как основная форма организации детей при ознакомлении с природой
- Классификация игр природоведческого содержания
- Практические рекомендации по использованию игр природоведческого содержания
Статьи о педагогике:
Общие сведения по развитию речи у детей с моторной алалией
Для развития речи детей с моторной алалией необходима практика общения на доступном для ребенка уровне: операции с отдельными словами (покажи, повтори, назови), с фразами, не объединенными смысловым контекстом (понимание вопросов, ответы на них в развернутой форме), с фразовым материалом, объединен ...
Характеристики тренинга
Во-первых, сформулированная ведущим цель. Целью тренинга можно считать изменение навыков и умений человека, ведущее к его развитию и более эффективной адаптации. Можно говорить о формировании, развитии, совершенствовании не только поведенческих, но и умственных навыков и умений, говоря широко – нав ...
Психопросвещение о нарушении развития речи
Первые лепетные слова появляются у ребенка в конце первого — начале второго года жизни. Сначала это одно- и двусложные слова: «дай», «на», «мама», «ляля» (двусложные состоят из серии одинаковых слогов) и т.п. При попытке воспроизвести трехсложное слово малыш обычно опускает один из слогов: «мако» — ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования