Практические рекомендации по использованию игр природоведческого содержания

Перспективы образования » Природоведческая работа в ДОУ » Практические рекомендации по использованию игр природоведческого содержания

Страница 1

В старшем дошкольном возрасте дидактические игры используются в основном в целях систематизации представлений о мире природы, а также для развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление, воображение и т.д. В связи с усложнением образовательной нагрузки кардинально меняются и сами игры. Усложняется их содержание, правила, задачи, игровые действия.

Однако для того чтобы использование дидактических игр было эффективным, необходимо целенаправленно обучать детей. Методика обучения детей дидактическим играм зависит от возрастных особенностей и возможностей дошкольников.

В младшем дошкольном возрасте на первом этапе воспитатель выступает активным участником игры. Проигрывая игру вместе с детьми, он сообщает одно правило. Правило это должно быть несложным. В процессе повторения игры сообщается дополнительное правило. На втором этапе воспитатель руководит игрой уже со стороны. Не являясь активным участником игры, тем не менее он направляет игру, следит за выполнением детьми правил, помогает им. На третьем этапе, когда игровые правила и действия хорошо усвоены, дети играют самостоятельно. Воспитатель только наблюдает за действиями детей со стороны.

Начиная со среднего дошкольного возраста, когда у детей уже накоплен элементарный опыт игровой деятельности, методика обучения и руководства дидактическими играми детей несколько иная. Перед началом игры воспитатель рассказывает детям ее содержание, вычленяя при этом 1 — 2 наиболее важных правила. Воспитатель также активно включается в игровую деятельность детей и по ходу игры еще раз проговаривает пра-вила, показывает игровые действия, говорит о дополнительных правилах. Это первый этап обучения дидактической игре. На втором этапе дети уже играют самостоятельно. Воспитатель со стороны наблюдает за ходом игры, исправляет ошибки детей, разрешает конфликтные ситуации. Когда интерес к игре у детей пропадает, воспитатель может предложить детям новый ее вариант.

К категории игр с правилами относятся и подвижные игры. Разработано достаточное количество подвижных игр природоведческого содержания. В основном это игры, знакомящие детей с повадками животных или с явлениями неживой природы. Дети, подражая повадкам животных, имитируя их образ жизни, отображая явления природы, глубже усваивают знания о мире природы. А положительные эмоции, которые сопутствуют этим играм, стимулируют развитие познавательных интересов детей.

игра дошкольник

Сегодня экология трактуется как наука, способная решить не только биологические, но и социальные проблемы. По уровню экологической культуры определяется мировоззрение человека. Так как дошкольный возраст – это база для формирования основ мировидения, он предоставляет широкие возможности для экологического воспитания посредством природоведческой работы с детьми. Современные педагоги, психологи и экологи уделяют формированию зачатков экологической культуры дошкольников огромное внимание. В настоящее время необходимо заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области не специализировался педагог, так как каждый должен осознавать ответственность за будущее общей для всех нас планеты. Применение на практике природоведческих форм воспитания и обучения, теоретических знаний в области экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста, практических умений и творческих способностей составляют основу эффективности природоведческой работы педагогов с детьми дошкольного возраста. Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни. Каждое знакомство с природой - урок развития детского ума, творчества, чувства.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Страницы: 1 2


Статьи о педагогике:

Метод разбиения задачи на подзадачи
Этот метод состоит в том, что сложную нестандартную задачу разбивают на несколько более простых подзадач, по возможности стандартных или ранее решенных, при последовательном решении которых будет решена и исходная сложная задача. Метод разбиения задачи на подзадачи имеет три разновидности. Разбиени ...

Общая характеристика речи младшего дошкольника
В дошкольной возрасте речь ребёнка приобретает новые качественные особенности. Наряду с быстрым ростом словаря (от 1000—1200 слов у трёхлетнего ребёнка до 3000—4000 слов у старшего дошкольника) идёт практическое овладение более сложными формами предложения, грамматическим строем родного языка. Разв ...

Особенности развития представлений о величине у старших дошкольников
Столяр А.А. , Метлина Л.С. отмечают, что для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка других его признаков. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдель ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru