Приёмы развития мотивации к изучению иностранного языка на средней ступени обучения

Перспективы образования » Развитие мотивации к изучению иностранного языка на средней ступени обучения в школе » Приёмы развития мотивации к изучению иностранного языка на средней ступени обучения

Страница 1

Овладение иностранным языком в школе предполагает интенсивную активность обучаемого. Одним из факторов обеспечения работоспособности ученика является соответствующая мотивация. Среди аспектов, повышающих уровень мотивации, следует выделить, прежде всего, постоянно поддерживаемый интерес учащихся к самому процессу овладения иностранным языком, его результативность, а также использование различных приёмов обучения, удовлетворяющих потребности учащихся средней ступени обучения в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных приёмов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся. Рассмотрим некоторые приёмы развития мотивации к изучению иностранного языка на средней ступени обучения.

Широкие возможности для активизации учебного процесса представляет использование ролевых игр. О.А. Колесникова отмечает, что "ролевая игра представляет собой условное воспроизведение её участниками реальной практической деятельности людей, создаёт условия реального общения, поэтому эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету". Далее автор детализирует положительные моменты, связанные с использованием ролевых игр на уроке: "ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. В отличие от диалога или пьесы, которые обучают тому, как сказать, ролевая игра отвечает на вопросы почему (мотив) и зачем (цель) нужно что-то сказать". Таким образом, центром внимания учащихся становится содержание беседы, что помогает школьникам наглядно убедиться в том, что язык можно использовать как средство общения и, в результате, ролевая игра способствует формированию коммуникативной компетенции учащихся, необходимых навыков общения на иностранном языке: "В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать её, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы". Кроме того, автор отмечает, что "игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создаёт условия равенства в речевом партнёрстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником; игра даёт возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности", тем самым внося определённый вклад в формирование учебного сотрудничества и партнёрства на уроке. Т.В. Семёнова также отмечает значительные обучающие возможности ролевых игр: "Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения, так как она подражает действительности в самых существенных чертах и в ней, как и в жизни переплетается речевое и неречевое поведение партнёров". Автор выделяет следующие преимущества использования ролевых игр на уроке:

1) ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала, так как учебная ситуация строится по типу театральных пьес, что предполагает описание обстановки, характера действующих лиц и отношений между ними. За каждой репликой мыслится отрезок смоделированной действительности.

2) ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана.

3) ролевая игра имеет образовательное значение, так как само перевоплощение в ходе игры способствует расширению психологического диапазона, пониманию других людей.

4) ролевая игра предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему. Ученик входит в ситуацию хотя и не через своё собственное "я", но через "я" соответствующей роли и проявляет большую заинтересованность к персонажу, которого он играет. О.А. Колесникова также указывает на положительное влияние игр на формирование познавательных интересов школьников, осознанное освоение иностранного языка: "Ролевая игра учит быть чувствительным к социальному употреблению иностранного языка. Хорошим собеседником является часто не тот, кто лучше пользуется структурами, а тот, кто может наиболее чётко распознать (интерпретировать) ситуацию, в которой находятся партнёры, учесть ту информацию, которая уже известна (из ситуации, опыта), и выбрать те лингвистические средства, которые будут наиболее эффективны для общения".

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Классификация учебных проектов
Еще один разработчик метода проектов, американский профес­сор Коллингс предложил первую в мире классификацию учебных проектов. Проекты игр — различные игры, народные танцы, драматические постановки и т.п. Цель — участие детей в групповой деятельности. Экскурсионные проекты — целесообразное изучение ...

Внедрение инновационных технологий в практику школ
Становление и развитие новых социально-экономических и политических отношений в украинском обществе обусловили необходимость пересмотра требований к организации учебного процесса в школе. Важнейшим заданием системы образования сегодня является создание самых благоприятных условий для развития высок ...

Технология развития нововведений в обучении истории
Термин "инновация" появился в исследованиях ученых XIX века и означает - введение отдельных элементов культуры, в другую среду. Такое значение этого понятия сохранилось в современной этнографии. Педагогические инновации стали предметом пристального внимания наших и западно-европейских кол ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru