Социально – психологические проблемы формирования правосознания у подростков

Перспективы образования » Правовое воспитание детей с противоправным поведением » Социально – психологические проблемы формирования правосознания у подростков

Страница 1

Правосознание человека не возникает с мо­мента рождения. Оно формируется по мере взросления в течение всей жизни человека. Процесс формирования правосознания тесным образом связан с появлением у лица правосубъектности, представляющей собой совокупность правоспособности, дееспо­собности и деликтоспособности, но не ог­раничивается ее рамками.

Элементами системы, формирующей пра­вовое сознание и поведение личности, яв­ляются социальная среда; личность с ее ин­дивидуальными качествами и особенностя­ми; определенная сумма знаний, ценностей и установок, которую общество или соци­альная группа стремится передать своим членам. Они формируют преимущественно позитивное правосознание, но отдельные элементы социальной среды могут способ­ствовать при определенных условиях фор­мированию антиобщественного правового сознания.

Развитие правосознания личности детер­минировано окружающей ее социальной средой. Длительность становления право­сознания определяет многочисленность факторов как общесоциального порядка, так и той микросреды, которая непосредст­венно окружает индивида. Эти факторы преломляются через конкретные условия жизни и особенности личности психологи­ческого порядка.

Проблема изучения факторов, влияющих на формирование правосознания, в на­стоящее время находится в числе актуаль­ных, носит уже не только научно-теорети­ческий, но и практический характер и требует глубокого изучения в научных ис­следованиях.

Так, знание факторов, оказывающих влияние на сознание правонарушителей, позволяет определить некоторые направления практической работы по формированию их правосознания, конкретные рекомендации по организации правовоспи­тательного процесса, что предполагает соз­нательное и целенаправленное воздействие опытом на личность ребенка, его социальную среду, источники правовой информации и про­цесс их усвоения.

Если учитывать вектор воздействия на соз­нание личности, то факторы, влияющие на формирование правосознания учащихся, можно подразделить на две группы: внутренние, представляющие собой индивидуальные особенности, и внешние, заключающиеся в деятельности субъектов социально-правовой жизни об­щества.

К внутренним факторам следует отнести: наличие психических заболеваний и пато­логий; особенности характера — внушае­мость, сила воли, темперамент и др.; уро­вень развития умственных способностей (так называемый коэффициент интеллек­та); уровень сформированности общей ие­рархии ценностных представлений и жиз­ненных установок, духовного мира, нрав­ственных убеждений, искаженность ие­рархии потребностей индивида, которые являются результатом воздействия соци­альной среды.

Особенно­сти физического, психического и социаль­ного статуса детей, , являются следствием небла­гополучной истории развития ребенка в связи с патологиями наследственного и приобретенного характера, отсутствием ро­дителей, нередко с наличием неблагополуч­ного социального окружения, которые по­рождают, в свою очередь, неадекватное раз­витие психологической среды, психические травмы.

В результате сосредотачи­вается весьма специфический контингент детей, которые отличаются, с одной сторо­ны, отягощенной и часто не вполне ясной наследственностью, а с другой стороны — ярко выраженным депривационным син­дромом К этому следует добавить, что от­ставание в физическом и интеллектуальном развитии, слабое здоровье становятся до­полнительными, но весьма существенными факторами, осложняющими подготовку к самостоя­тельной жизни.

Поэтому, при прохождении практики в МОУ СОШ№3 мы решили с помощью анкетирования выявить у детей «группы риска» правовые знания этих детей. А для выявления самих детей группы риска была проведена предварительная работа тоже с помощью анкет.

Проведенное нами в школе социо­логическое исследование правосознания подростков позволяет сделать определенные выводы о некоторых особенностях в формировании структур­ных элементов (компонентов) правового сознания данной категории детей.

Анализ ответов, полученных в результате анонимного анкетирования детей в возрасте от 10 до 16 лет, позволил получить определенные представления о таких компонентах их правового сознания, как правовая инфор­мированность, правовые убеждения, уста­новки и ориентации.

Страницы: 1 2


Статьи о педагогике:

Настройка работы и регистрация данных с помощью цифровой лаборатории «Архимед»
Для реализации цели работы – исследования возможностей цифровой лаборатории «Архимед» для применения в урочной и внеурочной деятельности по химии нами был применен метод анкетирования. Анкетирование – метод сбора первичного материала в виде письменного опроса респондентов с целью сбора информации с ...

Анализ результатов экспериментальной работы по развитию творческого потенциала подростков с помощью занятий по фотоискусству
Для выявления эффективности проведённой работы по формированию творческого потенциала подростков был повторно проведен тест Гилфорда на развития дивергентного (нестандартного) мышления испытуемых. Результаты теста показали увеличение среднего показателя на 10%, высокого показателя на 10% оригинальн ...

Общие основы физической подготовки
Физической подготовкой спортсмена принято называть воспитание физических качеств, проявляющихся в двигательных способностях, необходимых в спорте. Физическая подготовка связана с воспитанием двигательных способностей и обеспечивать спортсмену возможность выполнять движения с необходимой быстротой, ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru