Социально – психологические проблемы формирования правосознания у подростков

Перспективы образования » Правовое воспитание детей с противоправным поведением » Социально – психологические проблемы формирования правосознания у подростков

Страница 1

Правосознание человека не возникает с мо­мента рождения. Оно формируется по мере взросления в течение всей жизни человека. Процесс формирования правосознания тесным образом связан с появлением у лица правосубъектности, представляющей собой совокупность правоспособности, дееспо­собности и деликтоспособности, но не ог­раничивается ее рамками.

Элементами системы, формирующей пра­вовое сознание и поведение личности, яв­ляются социальная среда; личность с ее ин­дивидуальными качествами и особенностя­ми; определенная сумма знаний, ценностей и установок, которую общество или соци­альная группа стремится передать своим членам. Они формируют преимущественно позитивное правосознание, но отдельные элементы социальной среды могут способ­ствовать при определенных условиях фор­мированию антиобщественного правового сознания.

Развитие правосознания личности детер­минировано окружающей ее социальной средой. Длительность становления право­сознания определяет многочисленность факторов как общесоциального порядка, так и той микросреды, которая непосредст­венно окружает индивида. Эти факторы преломляются через конкретные условия жизни и особенности личности психологи­ческого порядка.

Проблема изучения факторов, влияющих на формирование правосознания, в на­стоящее время находится в числе актуаль­ных, носит уже не только научно-теорети­ческий, но и практический характер и требует глубокого изучения в научных ис­следованиях.

Так, знание факторов, оказывающих влияние на сознание правонарушителей, позволяет определить некоторые направления практической работы по формированию их правосознания, конкретные рекомендации по организации правовоспи­тательного процесса, что предполагает соз­нательное и целенаправленное воздействие опытом на личность ребенка, его социальную среду, источники правовой информации и про­цесс их усвоения.

Если учитывать вектор воздействия на соз­нание личности, то факторы, влияющие на формирование правосознания учащихся, можно подразделить на две группы: внутренние, представляющие собой индивидуальные особенности, и внешние, заключающиеся в деятельности субъектов социально-правовой жизни об­щества.

К внутренним факторам следует отнести: наличие психических заболеваний и пато­логий; особенности характера — внушае­мость, сила воли, темперамент и др.; уро­вень развития умственных способностей (так называемый коэффициент интеллек­та); уровень сформированности общей ие­рархии ценностных представлений и жиз­ненных установок, духовного мира, нрав­ственных убеждений, искаженность ие­рархии потребностей индивида, которые являются результатом воздействия соци­альной среды.

Особенно­сти физического, психического и социаль­ного статуса детей, , являются следствием небла­гополучной истории развития ребенка в связи с патологиями наследственного и приобретенного характера, отсутствием ро­дителей, нередко с наличием неблагополуч­ного социального окружения, которые по­рождают, в свою очередь, неадекватное раз­витие психологической среды, психические травмы.

В результате сосредотачи­вается весьма специфический контингент детей, которые отличаются, с одной сторо­ны, отягощенной и часто не вполне ясной наследственностью, а с другой стороны — ярко выраженным депривационным син­дромом К этому следует добавить, что от­ставание в физическом и интеллектуальном развитии, слабое здоровье становятся до­полнительными, но весьма существенными факторами, осложняющими подготовку к самостоя­тельной жизни.

Поэтому, при прохождении практики в МОУ СОШ№3 мы решили с помощью анкетирования выявить у детей «группы риска» правовые знания этих детей. А для выявления самих детей группы риска была проведена предварительная работа тоже с помощью анкет.

Проведенное нами в школе социо­логическое исследование правосознания подростков позволяет сделать определенные выводы о некоторых особенностях в формировании структур­ных элементов (компонентов) правового сознания данной категории детей.

Анализ ответов, полученных в результате анонимного анкетирования детей в возрасте от 10 до 16 лет, позволил получить определенные представления о таких компонентах их правового сознания, как правовая инфор­мированность, правовые убеждения, уста­новки и ориентации.

Страницы: 1 2


Статьи о педагогике:

Сравнительный анализ учебников 5-6 классов
В курсе математики 5-6 классов текстовые задачи решают практически с первых уроков. Основными авторами учебников являются: Виленкин Н.Я и др. Математика 5,6. Нурк Э.Р., Тельгмаа А.Э. Математика 5,6. Зубарева И.И, Мордкович Л.Г. Математика 5,6. Дорофеева Г.В., Шарыгин И.Ф. Математика 6. Если сравнив ...

Воспроизводяще-дополняющее повторение
Воспроизводящее повторение в обучении истории применяется при подготовке к экзаменам, а также когда важный в образовательно-воспитательном отношении материал был недостаточно усвоен школьниками. Основное внимание при этом сосредоточивается на повторении наиболее существенного и трудно запоминаемого ...

Методика использования игровых приемов в разных структурных частях занятия
В игровых приемах можно ставить разные по содержанию задачи и по-разному их реализовывать: через имитирующие действия с предметами, через ролевые действия и взаимодействия. Например, под влиянием фольклора (потешек, загадок, сказок) детям становятся близкими и понятными образы петушка, матрешки и д ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru