Социально – психологические проблемы формирования правосознания у подростков

Перспективы образования » Правовое воспитание детей с противоправным поведением » Социально – психологические проблемы формирования правосознания у подростков

Страница 1

Правосознание человека не возникает с мо­мента рождения. Оно формируется по мере взросления в течение всей жизни человека. Процесс формирования правосознания тесным образом связан с появлением у лица правосубъектности, представляющей собой совокупность правоспособности, дееспо­собности и деликтоспособности, но не ог­раничивается ее рамками.

Элементами системы, формирующей пра­вовое сознание и поведение личности, яв­ляются социальная среда; личность с ее ин­дивидуальными качествами и особенностя­ми; определенная сумма знаний, ценностей и установок, которую общество или соци­альная группа стремится передать своим членам. Они формируют преимущественно позитивное правосознание, но отдельные элементы социальной среды могут способ­ствовать при определенных условиях фор­мированию антиобщественного правового сознания.

Развитие правосознания личности детер­минировано окружающей ее социальной средой. Длительность становления право­сознания определяет многочисленность факторов как общесоциального порядка, так и той микросреды, которая непосредст­венно окружает индивида. Эти факторы преломляются через конкретные условия жизни и особенности личности психологи­ческого порядка.

Проблема изучения факторов, влияющих на формирование правосознания, в на­стоящее время находится в числе актуаль­ных, носит уже не только научно-теорети­ческий, но и практический характер и требует глубокого изучения в научных ис­следованиях.

Так, знание факторов, оказывающих влияние на сознание правонарушителей, позволяет определить некоторые направления практической работы по формированию их правосознания, конкретные рекомендации по организации правовоспи­тательного процесса, что предполагает соз­нательное и целенаправленное воздействие опытом на личность ребенка, его социальную среду, источники правовой информации и про­цесс их усвоения.

Если учитывать вектор воздействия на соз­нание личности, то факторы, влияющие на формирование правосознания учащихся, можно подразделить на две группы: внутренние, представляющие собой индивидуальные особенности, и внешние, заключающиеся в деятельности субъектов социально-правовой жизни об­щества.

К внутренним факторам следует отнести: наличие психических заболеваний и пато­логий; особенности характера — внушае­мость, сила воли, темперамент и др.; уро­вень развития умственных способностей (так называемый коэффициент интеллек­та); уровень сформированности общей ие­рархии ценностных представлений и жиз­ненных установок, духовного мира, нрав­ственных убеждений, искаженность ие­рархии потребностей индивида, которые являются результатом воздействия соци­альной среды.

Особенно­сти физического, психического и социаль­ного статуса детей, , являются следствием небла­гополучной истории развития ребенка в связи с патологиями наследственного и приобретенного характера, отсутствием ро­дителей, нередко с наличием неблагополуч­ного социального окружения, которые по­рождают, в свою очередь, неадекватное раз­витие психологической среды, психические травмы.

В результате сосредотачи­вается весьма специфический контингент детей, которые отличаются, с одной сторо­ны, отягощенной и часто не вполне ясной наследственностью, а с другой стороны — ярко выраженным депривационным син­дромом К этому следует добавить, что от­ставание в физическом и интеллектуальном развитии, слабое здоровье становятся до­полнительными, но весьма существенными факторами, осложняющими подготовку к самостоя­тельной жизни.

Поэтому, при прохождении практики в МОУ СОШ№3 мы решили с помощью анкетирования выявить у детей «группы риска» правовые знания этих детей. А для выявления самих детей группы риска была проведена предварительная работа тоже с помощью анкет.

Проведенное нами в школе социо­логическое исследование правосознания подростков позволяет сделать определенные выводы о некоторых особенностях в формировании структур­ных элементов (компонентов) правового сознания данной категории детей.

Анализ ответов, полученных в результате анонимного анкетирования детей в возрасте от 10 до 16 лет, позволил получить определенные представления о таких компонентах их правового сознания, как правовая инфор­мированность, правовые убеждения, уста­новки и ориентации.

Страницы: 1 2


Статьи о педагогике:

Лингвистический аспект формирования синтаксической структуры простого предложения у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
Предложение – это наименьшая единица общения, оформленная грамматически, обладающая смысловой и интонационной завершенностью и выражающая сообщение, вопрос или волевое побуждение. По своему строению и значению предложения очень разнообразны. По количеству грамматических основ они делятся на простые ...

Пути повышения двигательной активности во внеклассных формах организации занятий
Гимнастические упражнения Гимнастические упражнения являются одной из основных частей содержания уроков физической культуры, физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме школьного дня, внеклассной работы и самостоятельных занятий. В программный материал I-IV классов входят простейшие виды пост ...

Особенности нравственного развития в дошкольном возрасте
Несоответствие между усвоением нравственной нормы и реальным поведением предопределяет изменение стратегии развития морально-нравственной сферы дошкольника. Эта стратегия должна быть направлена не только на осознание своих качеств и переживаний, усвоение правил и норм поведения, но в первую очередь ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru