Новые технологии в формировании нравственной культуры подростков

Перспективы образования » Формирование нравственной культуры школьников » Новые технологии в формировании нравственной культуры подростков

Страница 1

В настоящее время большое внимание уделяется технологиям обучения, воспитания, информационным технологиям, технологиям общения. В формировании нравственной культуры подростков, как показывает опыт работы педагогов, используют воспитательные технологии. Поэтому объектом нашего изучения будут воспитательные технологии, которые широко используются в рабочей практике учителей.

В отечественной педагогике понятие «технология» все более широко используется с 80-х годов прошлого века: пишут о педагогических технологиях, технологиях образования, технологиях обучения, технологиях воспитания.

Само слово «технология» происходит от греческих слов техно (искусство, мастерство, умение) и логос (слово, учение, наука). Г.К. Селевко и А.Г. Селевко приводят следующие трактовки понятия «технология», бытующие в отечественной литературе:

• совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля);

• совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей (Современная западная социология. Словарь);

• искусство, мастерство, совокупность методов обработки, изменения состояния объекта (В.М. Шепель);

• система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта (И.Г. Зайнышев);

• перевод абстрактного языка науки на конкретный язык решений, нормативов, преписаний (В.Г. Афанасьев);

• способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и выбором оптимальных средств и методов их выполнения (С.Н. Данакин);

• практическая деятельность, которая характеризуется рациональной последовательностью использования инструментария для достижения качественных результатов труда (Е.И. Холостова);

• способы материализации трудовых функций человека, его знаний, навыков и опыта в деятельности по преобразованию предметов труда или социальной реальности (Р.В.Овчарова).

Под педагогической технологией учеными понимается «компонент педагогического мастерства, представляющий собой научно обоснованный профессиональный выбор операционного воздействия педагога и ребенка в контексте его взаимодействия с миром с целью формирования у него отношений к этому миру, гармонично сочетающих свободу личностного проявления и социокультурную норму.

Второй смысл понятия обозначает «научно-педагогическую дисциплину, которая изучает, исследует, описывает педагогическую технологию как элемент профессионализма педагога.

В практике воспитания выделяют два уровня овладения педагогической технологией: элементарный (когда освоены лишь ключевые операции основных слагаемых педагогических технологий) и профессиональный (когда педагог свободно владеет палитрой педагогических технологий).

Педагогические технологии воспитания имеют свою специфику. Любая деятельность, считает В.П. Беспалько, - может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. – с. 5. Самое прямое отношение это имеет к теории воспитания, ибо воспитание – и наука, и искусство.

Сложности в создании и реализации технологий воспитания объясняются целым рядом особенностей воспитания:

· Воспитание, понимаемое в узком и широком смысле, действует неоднозначно в каждом конкретном случае.

· Воспитание носит целостный характер, его трудно расчленить на составляющие, а значит, трудно создать некий алгоритм действия воспитателя.

· Ребенок в процессе воспитания – и объект воздействия педагога, и субъект многообразий деятельности.

· Воспитание – процесс многофакторный: многие факторы, в том числе и стихийные, вносят свой корректив.

Однако отношение к понятию «технология» у российских педагогов весьма неоднозначное. «Слово "технология", - пишет С.Д. Поляков, - в педагогике последних лет популярно, на слуху. Но отношение к этому слову разное. Для одних учителей - технологии - это нечто серое, твердое, машинное, мертвое - превращение людей в роботов. Для других технология - символ упорядоченности, логичности, целенаправленности, ясности целей и средств - костяк, основа педагогического действа».

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи о педагогике:

Влияние занятий с отягощениями на морфофункциональное состояние старших школьников
Еще в 50-е годы бытовало мнение, что занятия с отягощениями вредят растущему организму. Так, например, Г.П. Сальникова в брошюре «Как укреплять здоровье подростков и старших школьников» писала, что подросткам необходимо ограничивать физические нагрузки, не давать силовые упражнения с тяжестями, т.к ...

Сравнительный анализ учебников 5-6 классов
В курсе математики 5-6 классов текстовые задачи решают практически с первых уроков. Основными авторами учебников являются: Виленкин Н.Я и др. Математика 5,6. Нурк Э.Р., Тельгмаа А.Э. Математика 5,6. Зубарева И.И, Мордкович Л.Г. Математика 5,6. Дорофеева Г.В., Шарыгин И.Ф. Математика 6. Если сравнив ...

Монолог как одна из форм говорения
Монологическая речь - это особый вид вербального общения людей, предполагающий процесс формирования и формулирования своих мыслей посредством звуковой системы языка. Продуктом монологического общения является монологическое высказывание, особое и сложное умение, которое нужно специально формировать ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru