Новые технологии в формировании нравственной культуры подростков

Перспективы образования » Формирование нравственной культуры школьников » Новые технологии в формировании нравственной культуры подростков

Страница 5

Анализ продуктов деятельности (творчества) - метод опосредствованного эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и идеальных (тексты, музыка, живопись и т.д.) продуктов деятельности. Этот предмет широко (и часто интуитивно) используется в педагогической практике в форме анализа ученических изложений, сочинений, конспектов, комментариев, выступлений, рисунков и т.д. Однако, в целях научного исследования метод анализа продуктов деятельности (творчества) предполагает определенную цель, гипотезу и способы анализа каждого специфического продукта (например, текста, рисунка, музыкального произведения.

Таким образом можно сделать вывод: учитывая многообразие современных технологий в педагогике воспитания, следует отметить, что одни из названных выше методов, используются в ней шире, другие – в меньшей степени. Анализ продуктов творчества (анализ результатов решения проблемных задач, конспектов, сочинений, продуктов труда и др.), беседа, анкетирование, формирующий (воспитывающий), эксперимент наряду с наблюдением, является наиболее доступнымими в педагогике и распространенными методами. Однако все большее распространение в педагогической науке получает метод тестирования.

1.Воспитание школьников в условиях социально политической и эконо- мической нестабильности, реформирования системы образования – чрезвычай- но сложное и тонкое дело. Положение усугубляет отсутствие ясных оптими- стических общественных целей и перспектив, размытость ценностных ориента- ции, противоречивость разрабатываемых концепций и программ воспитания, а нередко нравственно и политически разлагающее влияние на подростков средств массовой информации.

Воспитание подростков - самая главная задача школы, поскольку представляет собой ярко выраженную элитную часть будущего, будущий интеллектуальный багаж, социальный потенциал общества и нации. Поэтому обучение в школе становится средством развития творческого потенциала нравственно ответственной, социально зрелой личности. школьные годы - это период, когда особенно интенсивно происходит развитие и воспитание, становление личности, профессиональная подготовка будущих специалистов. Это сензитивный период для развития интеллекта, пересмотра и отработки системы ценностей. В вузе происходит процесс формирования общей культуры, нравственной, правовой, эстетической и т.д. Преподаватели должны хорошо представлять себе особенности и возможности данного периода в жизни студентов, в их профессиональном и гражданском становлении, а также свою роль в этих процессах.

2.Нравственная культура личности - это многоаспектное явление, ее ком- поненты формируются на основе идеи гуманизма и гуманности как общечело- веческих, моральных качеств личности посредством соотношения добра и зла.

Неотъемлемыми элементами культуры нравственного сознания является богатство этических знаний, наличие представлений и понятий о нравственных принципах и нормах, моральных ценностях, умение пользоваться этическими знаниями при определении гуманности и негуманности, при моральном выборе. Культура нравственных чувств органически связана с культурой нравственного сознания, с приятными эмоциями, являющимися следствием проявления моральных ценностей во всех возможных ситуациях, непримиримость к аморальным поступкам. Культура нравственного поведения включает умение выбирать адекватную этическому мышлению позицию; осуществлять моральное решение; соблюдать единство моральных суждений и морального поведения; превращать правила этики во внутреннюю потребность личности.

Нравственная культура охватывает все сферы человека, как духовную, так и волевую, все его поведенческие проявления, являясь интегральной характеристикой личности. Она определяет существования и функционирования человека в соответствии с системой моральных ценностей, принципов, норм, идеалов, потребностей и способностей.

Все вышесказанное дает нам основание рассматривать нравственную культуру личности как основную, сущностную характеристику человеческой культуры. Деятельность является главным условием формирования нравственной культуры личности. Таким образом, можно утверждать, что нравственная культура личности - комплексно-интегральная характеристика личности, предполагающая целостное формирование в деятельности трех компонентов: культуры нравственного сознания, культуры нравственных чувств и культуры нравственного поведения. Раскрытие нравственной культуры личности как педагогического явления позволяет нам определить понятие нравственной культуры студента.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи о педагогике:

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru