Новые технологии в формировании нравственной культуры подростков

Перспективы образования » Формирование нравственной культуры школьников » Новые технологии в формировании нравственной культуры подростков

Страница 2

Одни педагоги считают понятие «технология» практически не применимым в области образования, другие - говорят о его ограниченном использовании, третьи - придают ему значение чуть ли не универсальной педагогической категории. «Понятие "педагогическая технология" в отечественной педагогике, - пишет М.В. Кларин, - одно из часто употребляемых и вместе с тем недостаточно проясненных. В нашей образовательной практике это понятие, как правило, употребляется нестрого, обозначает воспроизводимые приемы, способы работы педагогов и относится к области обучения и воспитания». По его мнению, ключевыми признаками строго представления о педагогической технологии являются, во-первых, диагностичность описания цели, во-вторых, воспроизводимость педагогического процесса (в том числе предписание этапов, соответствующих им целей обучения и характера деятельности обучающего и обучаемых) и, наконец, в-третьих, воспроизводимость педагогических результатов.

Критикуя «педагогический технологизм», В.В. Краевский пишет: «Настоящая технология в принципе обходится без человека. По жестким предписаниям алгоритмического типа с большим успехом производят такую продукцию, как, например, стиральный порошок. В педагогике дело обстоит не так однозначно. Воспитывает человека все же не технология, а другой человек . Методика оставляет учителю свободу действий. Она не доходит до каждой классной комнаты. Сколь конкретными ни были бы методические нормы, они неизбежно носят усредненный характер и не позволяют педагогу-практику дальнейшую их конкретизацию применительно к условиям его работы, особенностям его личности, индивидуальным характеристикам учеников и т.п., особенно - применительно к личностно ориентированому обучению. В собственной деятельности учителя происходит, например, трансформация учебного материала. Он в школе хозяин, а не технология» .

Мнению В.В. Краевского противостоит точка зрения, представителем которой является Д.Г. Левитас. «Педагогика, - пишет он, - прикладная наука, и, подобно всем прикладным дисциплинам, она не может не быть технологической. Но в чем суть этой технологичности, в чем состоит ее предназначение? В том, чтобы сделать учебный процесс полностью управляемым». В.В. Сериков предлагает рассматривать образовательную технологию «как законосообразную педагогическую деятельность.

Е.В. Бондаревская, связывая технологию по преимуществу с организацией учебного процесса и отмечая, что «любая технология отвечает на вопрос, как учить искусно, т.е. как наилучшим образом достичь результатов обучения», подчеркивает, что диапазон рассмотрения понятия «технология обучения» достаточно широк - от совокупности отдельных педагогических приемов до целостной системы обучения. «Вместе с тем, - пишет она, - нельзя не заметить общих моментов различных подходов. Все авторы согласны с тем, что технология - это точное знание того, как надо обучать и такой способ обучения, который ориентирован на результат и гарантирует его достижение. Кроме того, практически все современные исследования, посвященные педагогическим технологиям, заостряют внимание на таких характеристиках, как системность, последовательность, упорядоченность методов, приемов, действий, обеспечивающих движение обзовательного процесса к запланированному результату».

По мнению Е.В. Бондаревской, педагогическая технология нужна для эффективной реализации содержания образования и не имеет самостоятельной ценности. Поэтому технология должна быть адекватна содержанию, обеспечивать его организацию и функционирование. Технологию обучения она определяет как систему взаимосвязанных действий учителя и учащихся, необходимую для овладения содержанием образования.

С.А. Смирнов «под технологией понимает совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами». Типичными признаками промышленной технологии он считает строго определенный набор и последовательность точно подобранных технологических операций. По сравнению с промышленными технологиями социальные технологии более гибки, не так жестко детерминированы, отличаются наличием обратной связи, возможностью выборочного повторения отдельных частей процесса, а также возможностью доработки с отдельными участниками процесса. Но и промышленная, и социальная технологии совпадают в том, что в результате дают продукт с заданными свойствами. С.А. Смирнов рассматривает технологии обучения как классический пример социальных технологий, в которых исходным и конечным результатом выступает человек, а основными параметрами изменения - его свойства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи о педагогике:

Дидактическая система К. Д. Ушинского
В России цельную дидактическую систему разработал педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870). Стержнем его педагогической системы стали требования демократизации образования и обучения, идея народности воспитания, признания творческой силы трудового народа и его прав на образование. Ушински ...

Технология развития нововведений в обучении истории
Термин "инновация" появился в исследованиях ученых XIX века и означает - введение отдельных элементов культуры, в другую среду. Такое значение этого понятия сохранилось в современной этнографии. Педагогические инновации стали предметом пристального внимания наших и западно-европейских кол ...

Этапы формирования понятия «химическая реакция»
В силу того, что понятие химическая реакция является достаточно сложным и многогранным, сформировать полное представление обо всех его сторонах, раскрыть всю его философскую сущность невозможно за короткий промежуток времени. Более того, данное понятие формируется на протяжении всего курса обучения ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru