Психические процессы. Воображение

Воображение – это психическая деятельность, состоящая в создании представлений или осмысленных образов в человеческом сознании, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Оно позволяет представить результат деятельности до её начала, предвосхитить то, чего не существует. Именно с этим связана способность человека находить новые пути, делать открытия, искать способы решения возникающих задач.

Воображение представляет собой опережающее отражение действительности, которое осуществляющееся в рамках воображения, происходит в конкретно-образной форме в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путём оперирования абстрактными понятиями.

Простейшая форма синтезирования – агглютинация. Агглютинация предполагает «собирание» различных в повседневной жизни несоединённых качество, свойств, частей. Близкая по форме к агглютинации - гиперболизация, которая, в свою очередь, характеризует усиленное преувеличение или преуменьшение каких-либо предметов, явлений, их свойств и соотношений. Для воображения характерен отказ от реальности, который позволяет определить данный психический процесс, как процесс преобразующего отражения действительности.

Виды воображения: воссоздающее (создание образов, объектов), творческое (самостоятельное создание новых образов), мечта (вид творческого воображения, создание образов желаемого будущего, не воплощённых непосредственно в продукты деятельности), грёзы (пассивное воображение, продуцирующее образы, которые не могут воплотиться в жизнь).

Функции воображения:

1 - представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи;

2 - регулирование эмоциональных состояний;

3 - участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности, восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;

4 - формирование внутреннего плана действий;

5 - планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценки их правильности, оценки их реализации.


Статьи о педагогике:

Методика составления комплексов силовой направленности
По утверждению И.В. Сухоцкого (1990), при самостоятельных занятиях должна обеспечиваться методическая преемственность с общей силовой подготовкой, проводимых с учащимися на уроках физической культуры и в режиме дня, а также должна планироваться и распределяться, поурочно, понедельно и помесячно тре ...

Правовое воспитание школьников как средство коррекции
Школьники с противоправным поведением имеют, как правило, довольно низкий уровень нравственно-право­вой культуры. В юридической и специальной психоло­го-педагогической литературе, анализирующей правосоз­нание подростков с девиантным поведением, выделяют­ся следующие его особенности. Во-первых, это ...

Своеобразие представлений о количестве и числе, возникающих в стихийном и целенаправленно формируемом опыте ребенка
В каждом возрасте ребенку надо дать то, что присуще именно ему, обогатить те стороны развития, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. Ведь многое из того, что упущено в детстве, невосполнимо. Множество (это совокупность объектов, которые рассматриваются как единое цел ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru