Психические процессы. Воображение
Воображение – это психическая деятельность, состоящая в создании представлений или осмысленных образов в человеческом сознании, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Оно позволяет представить результат деятельности до её начала, предвосхитить то, чего не существует. Именно с этим связана способность человека находить новые пути, делать открытия, искать способы решения возникающих задач.
Воображение представляет собой опережающее отражение действительности, которое осуществляющееся в рамках воображения, происходит в конкретно-образной форме в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путём оперирования абстрактными понятиями.
Простейшая форма синтезирования – агглютинация. Агглютинация предполагает «собирание» различных в повседневной жизни несоединённых качество, свойств, частей. Близкая по форме к агглютинации - гиперболизация, которая, в свою очередь, характеризует усиленное преувеличение или преуменьшение каких-либо предметов, явлений, их свойств и соотношений. Для воображения характерен отказ от реальности, который позволяет определить данный психический процесс, как процесс преобразующего отражения действительности.
Виды воображения: воссоздающее (создание образов, объектов), творческое (самостоятельное создание новых образов), мечта (вид творческого воображения, создание образов желаемого будущего, не воплощённых непосредственно в продукты деятельности), грёзы (пассивное воображение, продуцирующее образы, которые не могут воплотиться в жизнь).
Функции воображения:
1 - представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи;
2 - регулирование эмоциональных состояний;
3 - участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности, восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;
4 - формирование внутреннего плана действий;
5 - планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценки их правильности, оценки их реализации.
Статьи о педагогике:
Проектирование воспитательной работы на основе
зодиакальной локации
Можно дифференцировать несколько стадий отрицательно направленного нравственного развития "трудных": I - ситуативная, характеризующаяся фрагментарным, неустойчивым проявлением негативных побуждений личности на фоне общего положительного поведения; II - антагонистическая, характеризующаяся ...
Соответствие развивающей среды возрасту детей
Все изменения в психологическом содержании деятельности соотносимы с возрастом, имеют ярко выраженную иерархию, что позволяет выстроить психологическое дерево целей развивающей предметной среды детства. Стержень (ствол) этого дерева – возраст ребенка от рождения до 7 лет. Каждый возрастной период ( ...
Развитие двигательных способностей у детей младшего школьного возраста
Образовательные задачи в младшем школьном возрасте связаны с формированием двигательных умений и навыков, обогащением двигательного опыта, а также с приобретением знаний о значении физических упражнений для здоровья человека, о двигательном режиме, личной гигиене, закаливании. Система условных связ ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования