Психические процессы. Воображение

Воображение – это психическая деятельность, состоящая в создании представлений или осмысленных образов в человеческом сознании, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Оно позволяет представить результат деятельности до её начала, предвосхитить то, чего не существует. Именно с этим связана способность человека находить новые пути, делать открытия, искать способы решения возникающих задач.

Воображение представляет собой опережающее отражение действительности, которое осуществляющееся в рамках воображения, происходит в конкретно-образной форме в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путём оперирования абстрактными понятиями.

Простейшая форма синтезирования – агглютинация. Агглютинация предполагает «собирание» различных в повседневной жизни несоединённых качество, свойств, частей. Близкая по форме к агглютинации - гиперболизация, которая, в свою очередь, характеризует усиленное преувеличение или преуменьшение каких-либо предметов, явлений, их свойств и соотношений. Для воображения характерен отказ от реальности, который позволяет определить данный психический процесс, как процесс преобразующего отражения действительности.

Виды воображения: воссоздающее (создание образов, объектов), творческое (самостоятельное создание новых образов), мечта (вид творческого воображения, создание образов желаемого будущего, не воплощённых непосредственно в продукты деятельности), грёзы (пассивное воображение, продуцирующее образы, которые не могут воплотиться в жизнь).

Функции воображения:

1 - представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи;

2 - регулирование эмоциональных состояний;

3 - участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности, восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;

4 - формирование внутреннего плана действий;

5 - планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценки их правильности, оценки их реализации.


Статьи о педагогике:

Сущность понятия «подростковая субкультура»
Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определённой группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации- ...

Пути реализации метода творческих проектов в общеобразовательной средней школе
Метод проектов – это то дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания, и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога. Он применяется и при коллективной, и при индивидуальной рабо ...

Особенности игровых приемов и их применение в разных возрастных группах
Обучение рисованию в младшем возрасте начинается с игровых упражнений. Их цель — сделать более эффективным и процесс обучения детей по созданию простейших линейных форм и развитие движений руки. Дети вслед за воспитателем сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, до ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru