Психические процессы. Воображение

Воображение – это психическая деятельность, состоящая в создании представлений или осмысленных образов в человеческом сознании, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Оно позволяет представить результат деятельности до её начала, предвосхитить то, чего не существует. Именно с этим связана способность человека находить новые пути, делать открытия, искать способы решения возникающих задач.

Воображение представляет собой опережающее отражение действительности, которое осуществляющееся в рамках воображения, происходит в конкретно-образной форме в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путём оперирования абстрактными понятиями.

Простейшая форма синтезирования – агглютинация. Агглютинация предполагает «собирание» различных в повседневной жизни несоединённых качество, свойств, частей. Близкая по форме к агглютинации - гиперболизация, которая, в свою очередь, характеризует усиленное преувеличение или преуменьшение каких-либо предметов, явлений, их свойств и соотношений. Для воображения характерен отказ от реальности, который позволяет определить данный психический процесс, как процесс преобразующего отражения действительности.

Виды воображения: воссоздающее (создание образов, объектов), творческое (самостоятельное создание новых образов), мечта (вид творческого воображения, создание образов желаемого будущего, не воплощённых непосредственно в продукты деятельности), грёзы (пассивное воображение, продуцирующее образы, которые не могут воплотиться в жизнь).

Функции воображения:

1 - представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи;

2 - регулирование эмоциональных состояний;

3 - участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности, восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;

4 - формирование внутреннего плана действий;

5 - планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценки их правильности, оценки их реализации.


Статьи о педагогике:

Цифровая лаборатория «Архимед» в преподавании химии
Освоение техники работы с использованием цифровой лаборатории «Архимед» позволяет осуществить дифференцированный подход и развить у учащихся интерес к самостоятельной исследовательской деятельности. Эксперименты, проводимые с помощью цифровой лаборатории «Архимед» очень наглядны и эффективны, это д ...

Метод учебных проектов – образовательная технология XXI века
Одним из проблемных методов изучения иностранного языка является метод проектов. В своей статье, давшей название этой главе, Зачёсова Е.В., участница семинара ДООБ-2005, пишет: «В современной школьной системе все многообразие мира расчленено на составные части-кирпичики, пронумеровано, разложено по ...

Особенности развития представлений о величине у старших дошкольников
Столяр А.А. , Метлина Л.С. отмечают, что для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка других его признаков. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдель ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru