Классификации ценностных ориентаций

Страница 1

Как следствие разночтений в определении существует и множество различных классификаций ценностей, варьирующиеся в зависимости от того, что вкладывается в содержание самого понятия.

Имеются разные основания для типологии ценностей. Поскольку ценности влияют на поведение людей во всех сферах их жизнедеятельности, то простейшим основанием для их типологии является их конкретное предметное содержание. По этому основанию различают ценности социальные, культурные, экономические, политические, духовные. Специалисты насчитывают многие десятки, даже сотни таких ценностей.

Так Бубнова С.С. выделяет духовные ценности, в которые входят познавательные ценности (познание нового, интересного

в мире, природе, человеке), эстетические (поиск и наслаждение прекрасным и гармоничным: произведениями искусства, красотой природы, человека), милосердие (готовность помогать другим, быть милосердным и великодушным, иногда даже в ущерб себе), любовь; социальные ценности: общение, отдых, приятное времяпрепровождение, социальное уважение, стремление к социальному статусу, социальная активность; материальные: здоровье, материальные блага.

Но наиболее общих базовых ценностей, составляющих основание ценностного сознания людей и влияющих на их поступки в различных областях жизни, не так много. Их число оказывается минимальным, если соотносить ценности с потребностями людей: Фрейд З. предложил ограничиться двумя. Маслоу А. – пятью потребностями-ценностями. Муррей сформировал список из 28 ценностей. Рокич М. 18 инструментальных и 18 терминальных.

С точки зрения социокультурного смысла ценностей наиболее фундаментальным основанием для их типологии является различение терминальных и инструментальных ценностей.

Рокич М. различает два класса ценностей: терминальные и инструментальные. Терминальные ценности он определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживает того, чтобы к ней стремиться. Инструментальные ценности - как убеждения в том, что определенный образ действий (например, честность, рационализм) с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях. Для диагностики индивидуальных иерархий ценностей Рокич М. разработал ставший весьма популярным метод прямого ранжирования ценностей, сгруппированных в два списка - терминальных и инструментальных ценностей.

Другим основание типологии ценностей может служить их соотнесение к соответствующим потребностям индивидов: витальным – простейшим или первичным потребностям, значимым для сохранения и продолжения жизни (благополучие, безопасность); интеракционистским – более сложным потребностям в общении, взаимодействии с другими людьми; социализационным – потребности в усвоении ценностей, норм, образцов поведения, одобряемы в данном этносе, обществе, культуре; смысложизненным – высшим по сложности и функциям потребностям в наполнении своей деятельности общим смыслом, значимым для всей жизни.

Для прикладных целей, с точки зрения Лапина Н.И., с которой можно согласиться, особое значение приобретает типология ценностей по их месту в статусно-иерархической структуре ценностного сознания членов общества.

С учетом результатов эмпирических исследований можно выделить 4 группы ценностей:

1) ценности высшего статуса, «ядро» ценностной структуры. Их можно охарактеризовать как доминирующую в общественном сознании группу ценностей, которые интегрируют общество или иную социальную общность в некоторое целое (к ним относятся те ценности, которые одобряют более 60% респондентов);

Страницы: 1 2


Статьи о педагогике:

Познавательное развитие детей седьмого года как необходимое условие подготовки к школе
Подготовительную в школе группу при МОУ СОШ №13 посещает 17 детей: 9 мальчиков и 8 девочек. 50% детей воспитывается в полных семьях с двумя или одним ребёнком. 50% - неполные семьи. Социальное положение всех семей благополучное. Дети моей группы добрые, отзывчивые, свободно вступают в общение со св ...

Профессиональное самоопределение и факторы его обуславливающие
Процесс становления человека как общества, существа характеризуются сочетанием, стремлением к единению, общественному признанию, включению в социальность и к обособлению, выделению из общности в качестве самоценного индивида. Доказано, что личность человека формируется и раскрывается в процессе акт ...

Сущность и особенности нравственной культуры подростков
Из проведенного нами исследования следует, что понятие «нравственная культура» имеет очень широкий спектр толкования. Само понятие, укоренившись прочно в научно – публицистической литературе и в повседневном общении, оставляет за собой некоторую терминологическую неопределенность в системе этическо ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru