Классификации ценностных ориентаций
Как следствие разночтений в определении существует и множество различных классификаций ценностей, варьирующиеся в зависимости от того, что вкладывается в содержание самого понятия.
Имеются разные основания для типологии ценностей. Поскольку ценности влияют на поведение людей во всех сферах их жизнедеятельности, то простейшим основанием для их типологии является их конкретное предметное содержание. По этому основанию различают ценности социальные, культурные, экономические, политические, духовные. Специалисты насчитывают многие десятки, даже сотни таких ценностей.
Так Бубнова С.С. выделяет духовные ценности, в которые входят познавательные ценности (познание нового, интересного
в мире, природе, человеке), эстетические (поиск и наслаждение прекрасным и гармоничным: произведениями искусства, красотой природы, человека), милосердие (готовность помогать другим, быть милосердным и великодушным, иногда даже в ущерб себе), любовь; социальные ценности: общение, отдых, приятное времяпрепровождение, социальное уважение, стремление к социальному статусу, социальная активность; материальные: здоровье, материальные блага.
Но наиболее общих базовых ценностей, составляющих основание ценностного сознания людей и влияющих на их поступки в различных областях жизни, не так много. Их число оказывается минимальным, если соотносить ценности с потребностями людей: Фрейд З. предложил ограничиться двумя. Маслоу А. – пятью потребностями-ценностями. Муррей сформировал список из 28 ценностей. Рокич М. 18 инструментальных и 18 терминальных.
С точки зрения социокультурного смысла ценностей наиболее фундаментальным основанием для их типологии является различение терминальных и инструментальных ценностей.
Рокич М. различает два класса ценностей: терминальные и инструментальные. Терминальные ценности он определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживает того, чтобы к ней стремиться. Инструментальные ценности - как убеждения в том, что определенный образ действий (например, честность, рационализм) с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях. Для диагностики индивидуальных иерархий ценностей Рокич М. разработал ставший весьма популярным метод прямого ранжирования ценностей, сгруппированных в два списка - терминальных и инструментальных ценностей.
Другим основание типологии ценностей может служить их соотнесение к соответствующим потребностям индивидов: витальным – простейшим или первичным потребностям, значимым для сохранения и продолжения жизни (благополучие, безопасность); интеракционистским – более сложным потребностям в общении, взаимодействии с другими людьми; социализационным – потребности в усвоении ценностей, норм, образцов поведения, одобряемы в данном этносе, обществе, культуре; смысложизненным – высшим по сложности и функциям потребностям в наполнении своей деятельности общим смыслом, значимым для всей жизни.
Для прикладных целей, с точки зрения Лапина Н.И., с которой можно согласиться, особое значение приобретает типология ценностей по их месту в статусно-иерархической структуре ценностного сознания членов общества.
С учетом результатов эмпирических исследований можно выделить 4 группы ценностей:
1) ценности высшего статуса, «ядро» ценностной структуры. Их можно охарактеризовать как доминирующую в общественном сознании группу ценностей, которые интегрируют общество или иную социальную общность в некоторое целое (к ним относятся те ценности, которые одобряют более 60% респондентов);
Статьи о педагогике:
Информатизация системы образования
Человечество стремительно вступает в принципиально новую для него информационную эпоху. Существенным образом меняются все слагаемые образа жизни людей. Мир меняется стремительно, меняются и требования к системе образования. Она уже сегодня должна ориентироваться на те потребности общества, которые ...
Опытная работа по использованию театрализованных игр в
эстетическом воспитании дошкольников и ее результаты
театрализованный игра эстетический воспитательный Для проведения формирующего эксперимента мы разработали проект, целью которого является эстетическое воспитание средством театрализованных игр. Данный проект содержит три блока: работа с художественной литературой, театрализованные игры, работа с ро ...
Оценка гигиенического состояния с позиции педагога
– психолога
Помещение, в котором проводится занятие, адаптировано к возрасту детей. Расписание занятий, количество занятий и их трудность соответствует возрасту(5 лет), т.е. учитываются все когнитивные, физиологические и психологические особенности данного возраста. Освещение и проветривание соответствует приз ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования

