Классификации ценностных ориентаций

Страница 1

Как следствие разночтений в определении существует и множество различных классификаций ценностей, варьирующиеся в зависимости от того, что вкладывается в содержание самого понятия.

Имеются разные основания для типологии ценностей. Поскольку ценности влияют на поведение людей во всех сферах их жизнедеятельности, то простейшим основанием для их типологии является их конкретное предметное содержание. По этому основанию различают ценности социальные, культурные, экономические, политические, духовные. Специалисты насчитывают многие десятки, даже сотни таких ценностей.

Так Бубнова С.С. выделяет духовные ценности, в которые входят познавательные ценности (познание нового, интересного

в мире, природе, человеке), эстетические (поиск и наслаждение прекрасным и гармоничным: произведениями искусства, красотой природы, человека), милосердие (готовность помогать другим, быть милосердным и великодушным, иногда даже в ущерб себе), любовь; социальные ценности: общение, отдых, приятное времяпрепровождение, социальное уважение, стремление к социальному статусу, социальная активность; материальные: здоровье, материальные блага.

Но наиболее общих базовых ценностей, составляющих основание ценностного сознания людей и влияющих на их поступки в различных областях жизни, не так много. Их число оказывается минимальным, если соотносить ценности с потребностями людей: Фрейд З. предложил ограничиться двумя. Маслоу А. – пятью потребностями-ценностями. Муррей сформировал список из 28 ценностей. Рокич М. 18 инструментальных и 18 терминальных.

С точки зрения социокультурного смысла ценностей наиболее фундаментальным основанием для их типологии является различение терминальных и инструментальных ценностей.

Рокич М. различает два класса ценностей: терминальные и инструментальные. Терминальные ценности он определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживает того, чтобы к ней стремиться. Инструментальные ценности - как убеждения в том, что определенный образ действий (например, честность, рационализм) с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях. Для диагностики индивидуальных иерархий ценностей Рокич М. разработал ставший весьма популярным метод прямого ранжирования ценностей, сгруппированных в два списка - терминальных и инструментальных ценностей.

Другим основание типологии ценностей может служить их соотнесение к соответствующим потребностям индивидов: витальным – простейшим или первичным потребностям, значимым для сохранения и продолжения жизни (благополучие, безопасность); интеракционистским – более сложным потребностям в общении, взаимодействии с другими людьми; социализационным – потребности в усвоении ценностей, норм, образцов поведения, одобряемы в данном этносе, обществе, культуре; смысложизненным – высшим по сложности и функциям потребностям в наполнении своей деятельности общим смыслом, значимым для всей жизни.

Для прикладных целей, с точки зрения Лапина Н.И., с которой можно согласиться, особое значение приобретает типология ценностей по их месту в статусно-иерархической структуре ценностного сознания членов общества.

С учетом результатов эмпирических исследований можно выделить 4 группы ценностей:

1) ценности высшего статуса, «ядро» ценностной структуры. Их можно охарактеризовать как доминирующую в общественном сознании группу ценностей, которые интегрируют общество или иную социальную общность в некоторое целое (к ним относятся те ценности, которые одобряют более 60% респондентов);

Страницы: 1 2


Статьи о педагогике:

Работа с родителями
Увеличение активного словаря (2500-3000 слов к пяти годам) дает возможность ребенку полнее строить высказывания, точнее излагать мысли. Но увеличение словаря и развитие связной речи нередко приводят к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки, например, неправильно изменяют глаго ...

Воспитание и обучение в Киевском государстве
Первое известие об обучении девочек в древней Руси относится к XI веку. В 1086 году Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла девичье училище при Андреевском монастыре в Киеве, где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному делу: «Всеволод заложил церковь святого Андрея при Иоанне ...

Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности
Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаю ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru