Классификации ценностных ориентаций
2) ценности среднего статуса, которые могут перемещаться в состав ядра или на периферию, поэтому их можно представить как «структурный резерв». Он служит той областью, где наиболее интенсивно проявляются ценностные конфликты между индивидами и социальными группами (в среднем их одобряют 45-60% респондентов);
3) ценности ниже среднего, но не самого низшего статуса, «периферия». Включает в себя оппозиционные ценности (их одобряет примерно 30-45% опрошенных), разделяющие членов данной общности на приверженцев существенно разных, подчас несовместимых ценностей и потому вызывающие наиболее острые конфликты;
4) Ценности низшего статуса, или «хвост», состав которого малоподвижен. В нем оказываются ценности явного меньшинства, отличающегося от остальных членов общности большей стабильностью своих ориентаций, унаследованных от прошлых пластов культуры (их одобряет менее 30%).
Важным социокультурным основанием типологии ценностей является их соотнесение с тем или иным типом цивилизации, в недрах которой возникла данная ценность или к которому она по преимуществу относится. Под этим культурно-генетическим углом зрения различаются: традиционные ценности, или ценности обществ традиционного типа, ориентированных на сохранение и воспроизводство давно сложившихся целей и норм жизни; современные ценности, или ценности обществ типа modernity, ориентированных на инновации и прогресс в достижении рациональных целей. Кроме того, на взгляд Лапина Н.И., следует учитывать существование общечеловеческих ценностей, в равной мере свойственных традиционным и современным обществам, хотя большинство из них возникли в традиционных обществах как исторически более ранних.
На наш взгляд, выделение в отдельную группу наряду с традиционными и современными ценностями общечеловеческих ценностей является не совсем обоснованным, поскольку, согласно утверждению Лапина Н.И., эти ценности должны существовать в любое время и в любом обществе, что является сомнительным фактом. Нам представляется более адекватным деление не самих ценностей по типам общества, а структуры ценностных ориентаций, иерархии ценностей. То есть, как мы указывали выше (гл. 1.1.) набор ценностей примерно одинаков в каждом обществе, меняется в основном только их иерархия. Таки образом, для определенного типа общества существует ряд приоритетных или первичных ценностей, выражающих специфику этого общества, ряд вторичных ценностей и блок несущественных ценностей.
Для нашего исследования наиболее предпочтительной является деление ценностных ориентаций на две иерархии ценностей: первая - характерная для традиционного, индустриального общества и вторая - характерная для современного, постиндустриального общества. Основываясь на ранее изложенных материалах о специфике этих обществ, можно говорить, что для традиционного, индустриального общества приоритетной группой ценностей является: «семья», «нравственность», «авторитетность», «традиционность». Для современного, постиндустриального общества – «независимость», «инициативность», «материальное благополучие», «свобода», «законность». Следует заметить, что ценности объединяются в группы (приоритетные, вторичные и фоновые ценности), внутри которых нет иерархии. Более подробная расшифровка содержания каждой ценности и полные иерархии ценностей приведены в Приложении №1.
Помимо этого нам представляется важным обозначить специфику ценностных ориентаций российского общества для более полного понимания ценностных ориентаций учителей, являющихся предметом изучения в данной работе.
Статьи о педагогике:
Формирование лексических навыков
Различные данные позволяют выделить в лексическом навыке следующие компоненты: а) Слуховые и речевые следы от самого слова в их соотнесенности: благодаря последней осуществляется слуховой контроль за «формальной» правильностью слова. б) Соотнесенность слуховых и речедвигательных следов слова со зри ...
Значение ознакомления с массой предметов для сенсорного, умственного и математического
развития детей дошкольного возраста
Формирование понятия «масса» опирается на развитие «барического чувства» (греч. baros - тяжесть, barys - тяжелый). «Барическое чувство» возникает в результате давления предмета на поверхность тела человека. Не случайно, определяя тяжесть предмета, человек как бы «взвешивает» его на ладонях своих ру ...
Эвристический метод решения задач и его понятие
Фридман Л. М. говорит, что для нестандартной задачи в курсе математики не имеется общих правил и положений, определяющих программу решения такой задачи. Однако многие выдающиеся математики и педагоги нашли ряд общих указаний-рекомендаций, которыми следует пользоваться при решении нестандартных зада ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования