Классификации ценностных ориентаций

Страница 2

2) ценности среднего статуса, которые могут перемещаться в состав ядра или на периферию, поэтому их можно представить как «структурный резерв». Он служит той областью, где наиболее интенсивно проявляются ценностные конфликты между индивидами и социальными группами (в среднем их одобряют 45-60% респондентов);

3) ценности ниже среднего, но не самого низшего статуса, «периферия». Включает в себя оппозиционные ценности (их одобряет примерно 30-45% опрошенных), разделяющие членов данной общности на приверженцев существенно разных, подчас несовместимых ценностей и потому вызывающие наиболее острые конфликты;

4) Ценности низшего статуса, или «хвост», состав которого малоподвижен. В нем оказываются ценности явного меньшинства, отличающегося от остальных членов общности большей стабильностью своих ориентаций, унаследованных от прошлых пластов культуры (их одобряет менее 30%).

Важным социокультурным основанием типологии ценностей является их соотнесение с тем или иным типом цивилизации, в недрах которой возникла данная ценность или к которому она по преимуществу относится. Под этим культурно-генетическим углом зрения различаются: традиционные ценности, или ценности обществ традиционного типа, ориентированных на сохранение и воспроизводство давно сложившихся целей и норм жизни; современные ценности, или ценности обществ типа modernity, ориентированных на инновации и прогресс в достижении рациональных целей. Кроме того, на взгляд Лапина Н.И., следует учитывать существование общечеловеческих ценностей, в равной мере свойственных традиционным и современным обществам, хотя большинство из них возникли в традиционных обществах как исторически более ранних.

На наш взгляд, выделение в отдельную группу наряду с традиционными и современными ценностями общечеловеческих ценностей является не совсем обоснованным, поскольку, согласно утверждению Лапина Н.И., эти ценности должны существовать в любое время и в любом обществе, что является сомнительным фактом. Нам представляется более адекватным деление не самих ценностей по типам общества, а структуры ценностных ориентаций, иерархии ценностей. То есть, как мы указывали выше (гл. 1.1.) набор ценностей примерно одинаков в каждом обществе, меняется в основном только их иерархия. Таки образом, для определенного типа общества существует ряд приоритетных или первичных ценностей, выражающих специфику этого общества, ряд вторичных ценностей и блок несущественных ценностей.

Для нашего исследования наиболее предпочтительной является деление ценностных ориентаций на две иерархии ценностей: первая - характерная для традиционного, индустриального общества и вторая - характерная для современного, постиндустриального общества. Основываясь на ранее изложенных материалах о специфике этих обществ, можно говорить, что для традиционного, индустриального общества приоритетной группой ценностей является: «семья», «нравственность», «авторитетность», «традиционность». Для современного, постиндустриального общества – «независимость», «инициативность», «материальное благополучие», «свобода», «законность». Следует заметить, что ценности объединяются в группы (приоритетные, вторичные и фоновые ценности), внутри которых нет иерархии. Более подробная расшифровка содержания каждой ценности и полные иерархии ценностей приведены в Приложении №1.

Помимо этого нам представляется важным обозначить специфику ценностных ориентаций российского общества для более полного понимания ценностных ориентаций учителей, являющихся предметом изучения в данной работе.

Страницы: 1 2 


Статьи о педагогике:

Классификация дидактических игр
Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил. Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическу ...

Методы профессионального самосовершенствования педагога
После проведения диагностики по оценке профессионально-личностные качества учителя, являющиеся примером для учеников начальной школы, нами было выявлено, что у некоторых учителей, участвующих в эксперименте, профессионально-личностные качества развиты недостаточно, поэтому для решения проблем профе ...

Воспитание как сфера общественной деятельности
Новое нравственное и политическое мышление потребовало неотложных преобразований практически во всех сферах общественной жизни. Конечно же воспитание не стало исключением, т.к. осуществление задач социально-экономического, нравственного и культурного развития общества невозможно без формирования ли ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru