Классификации ценностных ориентаций

Страница 2

2) ценности среднего статуса, которые могут перемещаться в состав ядра или на периферию, поэтому их можно представить как «структурный резерв». Он служит той областью, где наиболее интенсивно проявляются ценностные конфликты между индивидами и социальными группами (в среднем их одобряют 45-60% респондентов);

3) ценности ниже среднего, но не самого низшего статуса, «периферия». Включает в себя оппозиционные ценности (их одобряет примерно 30-45% опрошенных), разделяющие членов данной общности на приверженцев существенно разных, подчас несовместимых ценностей и потому вызывающие наиболее острые конфликты;

4) Ценности низшего статуса, или «хвост», состав которого малоподвижен. В нем оказываются ценности явного меньшинства, отличающегося от остальных членов общности большей стабильностью своих ориентаций, унаследованных от прошлых пластов культуры (их одобряет менее 30%).

Важным социокультурным основанием типологии ценностей является их соотнесение с тем или иным типом цивилизации, в недрах которой возникла данная ценность или к которому она по преимуществу относится. Под этим культурно-генетическим углом зрения различаются: традиционные ценности, или ценности обществ традиционного типа, ориентированных на сохранение и воспроизводство давно сложившихся целей и норм жизни; современные ценности, или ценности обществ типа modernity, ориентированных на инновации и прогресс в достижении рациональных целей. Кроме того, на взгляд Лапина Н.И., следует учитывать существование общечеловеческих ценностей, в равной мере свойственных традиционным и современным обществам, хотя большинство из них возникли в традиционных обществах как исторически более ранних.

На наш взгляд, выделение в отдельную группу наряду с традиционными и современными ценностями общечеловеческих ценностей является не совсем обоснованным, поскольку, согласно утверждению Лапина Н.И., эти ценности должны существовать в любое время и в любом обществе, что является сомнительным фактом. Нам представляется более адекватным деление не самих ценностей по типам общества, а структуры ценностных ориентаций, иерархии ценностей. То есть, как мы указывали выше (гл. 1.1.) набор ценностей примерно одинаков в каждом обществе, меняется в основном только их иерархия. Таки образом, для определенного типа общества существует ряд приоритетных или первичных ценностей, выражающих специфику этого общества, ряд вторичных ценностей и блок несущественных ценностей.

Для нашего исследования наиболее предпочтительной является деление ценностных ориентаций на две иерархии ценностей: первая - характерная для традиционного, индустриального общества и вторая - характерная для современного, постиндустриального общества. Основываясь на ранее изложенных материалах о специфике этих обществ, можно говорить, что для традиционного, индустриального общества приоритетной группой ценностей является: «семья», «нравственность», «авторитетность», «традиционность». Для современного, постиндустриального общества – «независимость», «инициативность», «материальное благополучие», «свобода», «законность». Следует заметить, что ценности объединяются в группы (приоритетные, вторичные и фоновые ценности), внутри которых нет иерархии. Более подробная расшифровка содержания каждой ценности и полные иерархии ценностей приведены в Приложении №1.

Помимо этого нам представляется важным обозначить специфику ценностных ориентаций российского общества для более полного понимания ценностных ориентаций учителей, являющихся предметом изучения в данной работе.

Страницы: 1 2 


Статьи о педагогике:

Основные организационные формы физического воспитания детей в школе
Физическое воспита­ние детей и подростков в общеобразовательных школах вклю­чает сдачу норм, характеризуется разнообра­зием организационных форм, активным вовлечением во внеклассные и внешкольные спортивно-массовые мероприятия, широким использованием физических упражнений в повседневной жизни школь ...

Педагогика как наука
Известно, что любая отрасль знаний формируется в качестве науки лишь при ус­ловии выделения специфического предмета исследований. Предметом педагогики как науки является педагогический процесс. То есть процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализу­емая в условиях тех и ...

Система развивающего обучения Л.В. Занкова
С идеями развивающего обучения связывается возможность изменений в школе. В последние годы значительные изменения происходят в системе начального обучения. Увеличено количество вариативных учебни­ков (с 7 в 1990 г. до 58 в 1999 г.). Практически все учебники оснащены так называемым «шлейфом» (пропис ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru