Процесс развития социальной активности студента в воспитательной системе вуза

Перспективы образования » Развитие социальной активности студента в воспитательной системе вуза » Процесс развития социальной активности студента в воспитательной системе вуза

Страница 1

Опыт активного обучения во всех звеньях системы профессионального образования показывает, что с помощью его форм, методов и средств можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, труднодостижимых в традиционном обучений:

- формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы;

- воспитывать системное мышление специалиста, включающее целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире;

- давать целостное представление о профессиональной деятельности и её крупных фрагментах;

- учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам профессионального коллектива, общества в целом;

- овладевать методами моделирования, в том числе математического, инженерного и социального проектирования.

Вербицкий А.А. считает, что в настоящее время вряд ли можно назвать профессиональное учебное заведение, где так или иначе не использовались бы те формы и методы, которые принято называть активными.

Современная социальная ситуация характеризуется негативными тенденциями - идеологической нестабильностью, ростом правонарушений, наркомании и алкоголизма. Анализ состояния криминогенной обстановки в студенческой среде это подтверждает.

Буланова-Топоркова М.В. считает, что студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на предшествующих процессах психологического, социального развития.

Если же изучить студента, как личность, то возраст 18-20 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально- трудовых и др. С этим связано начало «экономической активности». Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений. Также этот процесс проанализирован в работах таких учёных, как Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриев, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, З.Ф. Есарева и др.

Научные представления о природе социальных систем, сформулированные на фоне интеграции естественных и гуманитарных исследований, связаны с именами таких учёных как А.Н. Аверьянов, И.Г. Геращенко, Э.Н. Гусинский, М.Л. Калужский, В.Н. Кузьмин, В.Н.Садовский, В.П. Симонов, В.А. Слободчиков, А.Д. Урсул, В.Г. Юдин и др.

В системе высшего профессионального образования сложился опыт, характеризующие различные модели и технологии формирования социальной активности студенчества. Однако, сложившаяся ситуация осложняется рядом противоречий:

- между потребностью перехода к личностно-ориентированному подходу в подготовке специалиста, способного адекватно реагировать на негативные явления в социальной среде, и сложившимися стереотипами унифицированного образования;

- между постоянно растущими требованиями к социальной активности будущих специалистов и слабой разработанностью теоретических основ её формирования в воспитательной системе вуза;

- между традиционной системой воспитательной работы, пропагандирующей мероприятийный подход и важностью учёта воспитательной системой, специфики будущей профессии;

- между открывающимися возможностями новых молодёжных объединений и организации, возникающих в студенческой среде и отсутствием апробированных форм и методов реализации активности студентов в социально полезной деятельности.

Расширение воспитательного пространства вузов за счёт связей социального партнёрства и межведомственной интеграции в свете новых требований к воспитательной работе вуза показывает необходимость решения следующей проблемы, при каких педагогических условиях влияние воспитательной системы на социальную активность будущего специалиста будет наиболее эффективным.

Формирование социальной активности студентов в условиях воспитательной системы вуза будет эффективным, если:

- разработана и внедрена в педагогический процесс вуза модель воспитательной системы, базирующаяся на системном и деятельностном подходах, отражающая динамику её развития, внешние, внутренние и интегрирующие педагогические условия, личностные новообразования, проявления, установки;

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Педагогические условия развития внимания первоклассников
Задачами данного параграфа являются: 1. Обосновать выбор педагогических условий, способствующих развитию внимания и наблюдательности первоклассников. 2. Описать критерии уровней сформулированности внимания у первоклассников. Мы утверждали, что проведение экскурсий во внеурочное время будет способст ...

Преимущества и недостатки Болонского процесса
Достоинства Болонского процесса: расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счет того, что все ака ...

Воспитание скоростных способностей
Для обозначения качеств спортсмена, непосредственно определяющих скоростные характеристики его действий, издавна пользуются обобщающим термином "быстрота". В последние десятилетия он все чаще замещается термином "скоростные способности". Дело в том, что исследования конкретных ф ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru