Процесс развития социальной активности студента в воспитательной системе вуза

Перспективы образования » Развитие социальной активности студента в воспитательной системе вуза » Процесс развития социальной активности студента в воспитательной системе вуза

Страница 1

Опыт активного обучения во всех звеньях системы профессионального образования показывает, что с помощью его форм, методов и средств можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, труднодостижимых в традиционном обучений:

- формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы;

- воспитывать системное мышление специалиста, включающее целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире;

- давать целостное представление о профессиональной деятельности и её крупных фрагментах;

- учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам профессионального коллектива, общества в целом;

- овладевать методами моделирования, в том числе математического, инженерного и социального проектирования.

Вербицкий А.А. считает, что в настоящее время вряд ли можно назвать профессиональное учебное заведение, где так или иначе не использовались бы те формы и методы, которые принято называть активными.

Современная социальная ситуация характеризуется негативными тенденциями - идеологической нестабильностью, ростом правонарушений, наркомании и алкоголизма. Анализ состояния криминогенной обстановки в студенческой среде это подтверждает.

Буланова-Топоркова М.В. считает, что студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на предшествующих процессах психологического, социального развития.

Если же изучить студента, как личность, то возраст 18-20 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально- трудовых и др. С этим связано начало «экономической активности». Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений. Также этот процесс проанализирован в работах таких учёных, как Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриев, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, З.Ф. Есарева и др.

Научные представления о природе социальных систем, сформулированные на фоне интеграции естественных и гуманитарных исследований, связаны с именами таких учёных как А.Н. Аверьянов, И.Г. Геращенко, Э.Н. Гусинский, М.Л. Калужский, В.Н. Кузьмин, В.Н.Садовский, В.П. Симонов, В.А. Слободчиков, А.Д. Урсул, В.Г. Юдин и др.

В системе высшего профессионального образования сложился опыт, характеризующие различные модели и технологии формирования социальной активности студенчества. Однако, сложившаяся ситуация осложняется рядом противоречий:

- между потребностью перехода к личностно-ориентированному подходу в подготовке специалиста, способного адекватно реагировать на негативные явления в социальной среде, и сложившимися стереотипами унифицированного образования;

- между постоянно растущими требованиями к социальной активности будущих специалистов и слабой разработанностью теоретических основ её формирования в воспитательной системе вуза;

- между традиционной системой воспитательной работы, пропагандирующей мероприятийный подход и важностью учёта воспитательной системой, специфики будущей профессии;

- между открывающимися возможностями новых молодёжных объединений и организации, возникающих в студенческой среде и отсутствием апробированных форм и методов реализации активности студентов в социально полезной деятельности.

Расширение воспитательного пространства вузов за счёт связей социального партнёрства и межведомственной интеграции в свете новых требований к воспитательной работе вуза показывает необходимость решения следующей проблемы, при каких педагогических условиях влияние воспитательной системы на социальную активность будущего специалиста будет наиболее эффективным.

Формирование социальной активности студентов в условиях воспитательной системы вуза будет эффективным, если:

- разработана и внедрена в педагогический процесс вуза модель воспитательной системы, базирующаяся на системном и деятельностном подходах, отражающая динамику её развития, внешние, внутренние и интегрирующие педагогические условия, личностные новообразования, проявления, установки;

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого потенциала подростков с помощью занятий по фотоискусству
С целью совершенствования творческого потенциала подростков нами был разработаны занятия по фотоискусству. Фотография является одним из действенных методов, так как позволяет подростку работать с визуальными образами, в которых происходит соединение объективного и субъективного, реального и нереаль ...

Программа деятельности ДДЮТ по развитию творческого потенциала подростков с использованием фотографии
Выбор и приглашение 20 воспитанников хореографического отдела и 20 воспитанников из спортивно-технического отдела принять участия в занятиях по искусству фотографии. Исследовательская работа для выявления начального уровня развития творческого потенциала учащихся, с помощью использования различных ...

Описание и результаты опытно-экспериментальной работы
социокультурный мотивация французский язык В средней школе при обучении ИЯ возможности изучения языка одновременно с изучением национальной культуры, к сожалению, используются не в полной мере. Отсутствие достоверных источников о стране изучаемого языка приводит к тому, что убеждение учащихся форми ...

Меню

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru