Развитие социальной активности студента в воспитательной системе вуза

Перспективы образования » Развитие социальной активности студента в воспитательной системе вуза

Современные направления в развитии учебно-воспитательного процесса определяются задачами подготовки специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентно способного, компетентного, ответственного и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному личностному росту, социальной и профессиональной мобильности; специалиста высокой квалификации, способного не только воспроизвести полученные в вузе знания, применить в знакомых ситуациях имеющиеся профессиональные умения и навыки, использовать уже накопленный обществом опыт, но и умеющих нестандартно, творчески подойти к своему делу, неравнодушных к проблемам и заботам общества, обладающих высокими профессиональными и нравственными качествами (Е.В. Бондаревская, С.Н. Бегидова, В.А. Сластелин, А.А. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.Н. Митина, и др.),

Быстрые темпы педагогического развития, изменения содержания, характера труда специалистов педагогического профиля в значительной степени осложняют процесс профессиональной адаптации выпускников вуза – молодых специалистов к стремительно меняющимся требованиям производства и рыночных отношений, поэтому важнейшая социальная функция вуза, как образовательного учреждения заключается в создании условий для развития социальной активности студента, реализации его возможностей, профессионального становления и развития личности, позволяющих индивиду адекватно содействовать научно-техническому и социальному прогрессу общества (И.А. Зимняя, В.Ш. Масленникова). Приоритетной должна стать так называемая «либеральная модель» образования, ориентированная на развитие самостоятельности, проблемного мышления, творческой активности в согласовании с потребностью общества и человека в развитии его интеллекта и личности, поэтому правомерно обращение к воспитательной системе как фактору личностного развития и обязательному компоненту развития социальной активности студентов.

В системе высшего профессионального образования сложился опыт, характеризующие различные модели и технологии формирования социальной активности студенчества. Однако, сложившаяся ситуация осложняется рядом противоречий:

- между потребностью перехода к личностно-ориентированному подходу в подготовке специалиста, способного адекватно реагировать на негативные явления в социальной среде, и сложившимися стереотипами унифицированного образования;

- между постоянно растущими требованиями к социальной активности

будущих специалистов и слабой разработанностью теоретических основ её формирования в воспитательной системе вуза;

- между традиционной системой воспитательной работы, пропагандирующей мероприятийный подход и важностью учёта воспитательной системой, специфики будущей профессии;

- между открывающимися возможностями новых молодёжных объединений и организации, возникающих в студенческой среде и отсутствием апробированных форм и методов реализации активности студентов в социально- полезной деятельности.

Таким образом, констатируются противоречия между постоянно растущими требованиями общества к социальному развитию личности специалиста и слабой разработанностью теоретических и практических основ ее формирования в условиях вуза; низким уровнем социальной активности студентов и недостаточной разработанностью технологий ее развития в условиях воспитательной системы вуза.

Неразрешенность данных противоречий определила выбор темы нашего исследования, и позволила сформулировать его проблему: каковы теоретические основы процесса развития социальной активности студента и особенности ее становления в условиях воспитательной среды вуза. Объект исследования – воспитательная деятельность в образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Предмет исследования – развитие социальной активности студента в воспитательной системе вуза.

Цель исследования – выявить совокупность теоретических положений и разработать модель развития социальной активности студентов в воспитательной системе вуза.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой развитие социальной активности студента вуза будет эффективным и примет управляемый характер, если модернизировать содержание и структуру воспитательной системы вуза, направленной на развитие социальной активности студента; разработать модель развития социальной активности студента и технологию ее реализации в воспитательной системе вуза.

В соответствии с проблемой, целью и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Выявить особенности социального воспитания студентов в вузе;

2. Определить сущность, содержание, структурные компоненты социальной

активности студента вуза, критерии и уровни её сформированности;

3. Обосновать и экспериментально проверить комплекс психолого-педагогических условий и механизмов, обеспечивающий успешность развития социальной активности студентов в воспитательной системе вуза.

4. Научно обосновать структурно-функциональную модель развития социальной активности студента в воспитательной системе вуза. 5. Разработать и экспериментально апробировать технологию развития социальной активности студента в воспитательной системе вуза. Теоретическую основу исследования представляют труды отечественных и зарубежных специалистов по проблемам: современной педагогики (Е.В. Бондаревская, И.С. Сергеев, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, А.И. Кочетов, Е.Н. Шиянов и др.); профессионального образования и профессионального становления личности педагога (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, С.Н. Бегидова, М.Я. Виленский, А.А. Деркач, А.А. Кузьмина, А.К. Маркова, С.Д. Неверкович, В.А. Сластенин, Д.В. Чернилевский и др.); гуманистические идеи личностно-ориентированного образования (Е.В Бондаревская., Н.Г. Пешкова, В.В. Сериков, Е.Н. Шиянов и др.); теории педагогических и воспитательных систем (Г.И. Батурина, М.Л. Калужский, В.А. Караковский, А.И. Кочетов, М.С. Печерский и др.); теории социализации личности, раскрывающие роль социальной среды в развитии личности на основе активного включения ее в личностно-средовое взаимодействие и социализирующую деятельность (Г.М. Андреева, Н.Ф. Голованова, И.С. Кон, А.В. Мудрик, Д.И. Фельдштейн и др.); теории воспитательной системы вуза (А.С. Запесоцкий, А.Г. Пашков, В.Ш. Масленникова, А.В. Репринцев, Е.Н. Степанов, В.А. Слободчиков, А.Н. Ходусов и др.); теории развивающего и проблемного обучения (П.Я. Гальперин, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.); единство профессионального и личностного развития в деятельности (А.А. Дергач, В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, А. Маслоу, Л.М. Митина, и др.)

Методы, организация и база исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс методов, взаимообогащающих и дополняющих друг друга: теоретические (сравнительный анализ литературных источников по теме исследования; моделирование; теоретическое обобщение результатов исследования); эмпирические (педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент); диагностические (беседа, тестирование, опросные методики, создание специальных педагогических ситуаций).

Экспериментальное исследование проводилось на базе Кабардино-Балкарского государственного университета Института филологии с декабря 2009 по апрель 2010 года, и охватывала в общей сложности 125 человек. Организация исследования включала 3 этапа:

1 этап – проведен теоретический анализ научно-методической литературы по теме исследования и оценка современного состояния проблемы; определены основные направления исследования; сформулированы цель, задачи, гипотеза исследования; уточнен понятийный аппарат; разработана программа экспериментальной работы.

2 этап – поведен констатирующий срез с целью выявления исходного уровня развития социальной активности студентов вуза; разработаны критерии, обоснованы психолого-педагогические условия и механизмы; разработана структурно-функциональная модель развития социальной активности студента в воспитательной системе вуза.

3 этап – организован и проведен эксперимент по выявлению социальной активности студента в воспитательной системе вуза, обработаны и проанализированы полученные данные; систематизированы и обобщены результаты исследования; сформулированы выводы; оформлен текст квалификационной работы, практических рекомендаций и приложений. Теоретическая значимость результатов исследования заключается в расширении диапазона знаний об организации воспитательного процесса, направленного на развитие социальной активности студентов; определении этапов развития социальной активности студентов в воспитательной системе вуза, позволяющих обеспечить своевременный контроль и коррекцию ее становления. Практическая значимость исследования определяется тем, что реализация разработанной технологии повышает эффективность воспитания социально-ориентированной личности в вузе. Предложенный автором комплекс психолого-педагогических условий и механизмов позволяет повысить эффективность развития социальной активности студентов в воспитательной системе вуза.

Работа состоит из введения, двух глав, заключений, списка литературы и приложений. Основной текст изложен на 53 страницах. Список использованной литературы включает 51 источников.

В первой главе «Теоретические основы развития социальной активности студента в воспитательной системе вуза» представлена и исследована философская, психолого-педагогическая и научно-методологическая литература по проблеме исследования; раскрыты сущность и содержание социальной активности студентов вуза; обоснована система психолого-педагогических условий механизмов развития социальной активности.

Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию социальной активности студента в воспитательной системе вуза» описана организация экспериментальной работы; представлена технология социальной активности студента в воспитательной системе вуза; раскрыта эффективность данного процесса в количественных и качественных показателях; прослежена динамика процесса развития социальной активности студента.

В заключении обобщены результаты исследования, подтверждающие гипотезу и положения, изложены практические рекомендации.

В использованной литературе представлены источники по проблеме, использованные в ходе проведения квалификационного исследования.


Статьи о педагогике:

Особенности альтернативных систем обучения
Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который бы не задумывался над ней. Традиционно процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и развития. К основ ...

Методика составления комплексов силовой направленности
По утверждению И.В. Сухоцкого (1990), при самостоятельных занятиях должна обеспечиваться методическая преемственность с общей силовой подготовкой, проводимых с учащимися на уроках физической культуры и в режиме дня, а также должна планироваться и распределяться, поурочно, понедельно и помесячно тре ...

Методика работы над именем прилагательным по системе развивающего обучения Л.В. Занкова
Система работы представляет собой определённую последовательность изучении материала, которая предполагает использование специально побранных упражнений. Система работы опирается на достижения и свойства методики обучения. Методической основой эффективности обучения русскому языку в решении задач о ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru