Развитие социальной активности студента в воспитательной системе вуза

Перспективы образования » Развитие социальной активности студента в воспитательной системе вуза

Современные направления в развитии учебно-воспитательного процесса определяются задачами подготовки специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентно способного, компетентного, ответственного и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному личностному росту, социальной и профессиональной мобильности; специалиста высокой квалификации, способного не только воспроизвести полученные в вузе знания, применить в знакомых ситуациях имеющиеся профессиональные умения и навыки, использовать уже накопленный обществом опыт, но и умеющих нестандартно, творчески подойти к своему делу, неравнодушных к проблемам и заботам общества, обладающих высокими профессиональными и нравственными качествами (Е.В. Бондаревская, С.Н. Бегидова, В.А. Сластелин, А.А. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.Н. Митина, и др.),

Быстрые темпы педагогического развития, изменения содержания, характера труда специалистов педагогического профиля в значительной степени осложняют процесс профессиональной адаптации выпускников вуза – молодых специалистов к стремительно меняющимся требованиям производства и рыночных отношений, поэтому важнейшая социальная функция вуза, как образовательного учреждения заключается в создании условий для развития социальной активности студента, реализации его возможностей, профессионального становления и развития личности, позволяющих индивиду адекватно содействовать научно-техническому и социальному прогрессу общества (И.А. Зимняя, В.Ш. Масленникова). Приоритетной должна стать так называемая «либеральная модель» образования, ориентированная на развитие самостоятельности, проблемного мышления, творческой активности в согласовании с потребностью общества и человека в развитии его интеллекта и личности, поэтому правомерно обращение к воспитательной системе как фактору личностного развития и обязательному компоненту развития социальной активности студентов.

В системе высшего профессионального образования сложился опыт, характеризующие различные модели и технологии формирования социальной активности студенчества. Однако, сложившаяся ситуация осложняется рядом противоречий:

- между потребностью перехода к личностно-ориентированному подходу в подготовке специалиста, способного адекватно реагировать на негативные явления в социальной среде, и сложившимися стереотипами унифицированного образования;

- между постоянно растущими требованиями к социальной активности

будущих специалистов и слабой разработанностью теоретических основ её формирования в воспитательной системе вуза;

- между традиционной системой воспитательной работы, пропагандирующей мероприятийный подход и важностью учёта воспитательной системой, специфики будущей профессии;

- между открывающимися возможностями новых молодёжных объединений и организации, возникающих в студенческой среде и отсутствием апробированных форм и методов реализации активности студентов в социально- полезной деятельности.

Таким образом, констатируются противоречия между постоянно растущими требованиями общества к социальному развитию личности специалиста и слабой разработанностью теоретических и практических основ ее формирования в условиях вуза; низким уровнем социальной активности студентов и недостаточной разработанностью технологий ее развития в условиях воспитательной системы вуза.

Неразрешенность данных противоречий определила выбор темы нашего исследования, и позволила сформулировать его проблему: каковы теоретические основы процесса развития социальной активности студента и особенности ее становления в условиях воспитательной среды вуза. Объект исследования – воспитательная деятельность в образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Предмет исследования – развитие социальной активности студента в воспитательной системе вуза.

Цель исследования – выявить совокупность теоретических положений и разработать модель развития социальной активности студентов в воспитательной системе вуза.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой развитие социальной активности студента вуза будет эффективным и примет управляемый характер, если модернизировать содержание и структуру воспитательной системы вуза, направленной на развитие социальной активности студента; разработать модель развития социальной активности студента и технологию ее реализации в воспитательной системе вуза.

В соответствии с проблемой, целью и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Выявить особенности социального воспитания студентов в вузе;

2. Определить сущность, содержание, структурные компоненты социальной

активности студента вуза, критерии и уровни её сформированности;

3. Обосновать и экспериментально проверить комплекс психолого-педагогических условий и механизмов, обеспечивающий успешность развития социальной активности студентов в воспитательной системе вуза.

4. Научно обосновать структурно-функциональную модель развития социальной активности студента в воспитательной системе вуза. 5. Разработать и экспериментально апробировать технологию развития социальной активности студента в воспитательной системе вуза. Теоретическую основу исследования представляют труды отечественных и зарубежных специалистов по проблемам: современной педагогики (Е.В. Бондаревская, И.С. Сергеев, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, А.И. Кочетов, Е.Н. Шиянов и др.); профессионального образования и профессионального становления личности педагога (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, С.Н. Бегидова, М.Я. Виленский, А.А. Деркач, А.А. Кузьмина, А.К. Маркова, С.Д. Неверкович, В.А. Сластенин, Д.В. Чернилевский и др.); гуманистические идеи личностно-ориентированного образования (Е.В Бондаревская., Н.Г. Пешкова, В.В. Сериков, Е.Н. Шиянов и др.); теории педагогических и воспитательных систем (Г.И. Батурина, М.Л. Калужский, В.А. Караковский, А.И. Кочетов, М.С. Печерский и др.); теории социализации личности, раскрывающие роль социальной среды в развитии личности на основе активного включения ее в личностно-средовое взаимодействие и социализирующую деятельность (Г.М. Андреева, Н.Ф. Голованова, И.С. Кон, А.В. Мудрик, Д.И. Фельдштейн и др.); теории воспитательной системы вуза (А.С. Запесоцкий, А.Г. Пашков, В.Ш. Масленникова, А.В. Репринцев, Е.Н. Степанов, В.А. Слободчиков, А.Н. Ходусов и др.); теории развивающего и проблемного обучения (П.Я. Гальперин, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.); единство профессионального и личностного развития в деятельности (А.А. Дергач, В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, А. Маслоу, Л.М. Митина, и др.)

Методы, организация и база исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс методов, взаимообогащающих и дополняющих друг друга: теоретические (сравнительный анализ литературных источников по теме исследования; моделирование; теоретическое обобщение результатов исследования); эмпирические (педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент); диагностические (беседа, тестирование, опросные методики, создание специальных педагогических ситуаций).

Экспериментальное исследование проводилось на базе Кабардино-Балкарского государственного университета Института филологии с декабря 2009 по апрель 2010 года, и охватывала в общей сложности 125 человек. Организация исследования включала 3 этапа:

1 этап – проведен теоретический анализ научно-методической литературы по теме исследования и оценка современного состояния проблемы; определены основные направления исследования; сформулированы цель, задачи, гипотеза исследования; уточнен понятийный аппарат; разработана программа экспериментальной работы.

2 этап – поведен констатирующий срез с целью выявления исходного уровня развития социальной активности студентов вуза; разработаны критерии, обоснованы психолого-педагогические условия и механизмы; разработана структурно-функциональная модель развития социальной активности студента в воспитательной системе вуза.

3 этап – организован и проведен эксперимент по выявлению социальной активности студента в воспитательной системе вуза, обработаны и проанализированы полученные данные; систематизированы и обобщены результаты исследования; сформулированы выводы; оформлен текст квалификационной работы, практических рекомендаций и приложений. Теоретическая значимость результатов исследования заключается в расширении диапазона знаний об организации воспитательного процесса, направленного на развитие социальной активности студентов; определении этапов развития социальной активности студентов в воспитательной системе вуза, позволяющих обеспечить своевременный контроль и коррекцию ее становления. Практическая значимость исследования определяется тем, что реализация разработанной технологии повышает эффективность воспитания социально-ориентированной личности в вузе. Предложенный автором комплекс психолого-педагогических условий и механизмов позволяет повысить эффективность развития социальной активности студентов в воспитательной системе вуза.

Работа состоит из введения, двух глав, заключений, списка литературы и приложений. Основной текст изложен на 53 страницах. Список использованной литературы включает 51 источников.

В первой главе «Теоретические основы развития социальной активности студента в воспитательной системе вуза» представлена и исследована философская, психолого-педагогическая и научно-методологическая литература по проблеме исследования; раскрыты сущность и содержание социальной активности студентов вуза; обоснована система психолого-педагогических условий механизмов развития социальной активности.

Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию социальной активности студента в воспитательной системе вуза» описана организация экспериментальной работы; представлена технология социальной активности студента в воспитательной системе вуза; раскрыта эффективность данного процесса в количественных и качественных показателях; прослежена динамика процесса развития социальной активности студента.

В заключении обобщены результаты исследования, подтверждающие гипотезу и положения, изложены практические рекомендации.

В использованной литературе представлены источники по проблеме, использованные в ходе проведения квалификационного исследования.


Статьи о педагогике:

Научно-исследовательская деятельность учащихся в изучении особо охраняемых природных территорий района
Знакомство с природой родного края обычно начинается с изучения характерных для региона природных экосистем, которые наиболее доступны для посещения в процессе туристско-экскурсионной деятельности учащихся. Обычно это происходит во время проведения практических занятий в летних экологических лагеря ...

Музыкотерапия в общественном транспорте
Сегодня, если мы обратим свое внимание на людей на улицах или в общественном транспорте, то обнаружится, что каждый 6-й слушает музыку в наушниках. Несомненно таким образом изолирует себя от внешнего шума. Эти люди непроизвольно лечат (или калечат, в зависимости от прослушиваемого материала) себя, ...

Возрастной подход в воспитании
1. Возрастной подход в воспитании предполагает учет и использование закономерностей формирования и развития конкретного человека (физиологических, психических, психологических, социальных и др.), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом. ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru