Организация экспериментальной работы по выявлению социальной активности студентов КБГУ
В целях выявления актуального уровня социальной активности студентов вуза нами был организован и проведен констатирующий эксперимент с применением методик «Ценностные ориентации» М. Рокича, «Диагностика мотивационной структуры личности» В.А. Мильмана и «Вопросника для выявления социального самоконтроля» Г.С. Никифорова, В.К. Васильева и С.В. Фирсовой и анкеты разработанной автором квалификационной работы. Уровень развития социальной активности оценивался по ответам тестирования.
Базой исследования стали: студенты 1-го и 5-го курсов кабардинского и балкарского отделений Института Филологии Кабардино-Балкарского государственного университета. В эксперименте приняло участие 125 человек.
На основе оценки полученных результатов был определён уровень развития социальной активности студентов. Так, 25% студентов, имеющих инициативный уровень развития социальной активности, несколько снижается к 5-ому курсу (17%). Подавляющее большинство студентов I-ых курсов (96%) считают участие в мероприятиях, конференциях, митингах, спортивных соревнованиях интересным и полезным, что помогает почувствовать себя увереннее в общении с людьми и отработать профессиональные навыки организации и управления, но, не смотря на это только 40% из них активно в них участвуют.
С уверенностью можно сказать, что студенты первого курса кабардинского и балкарского отделений ИФ считают себя вполне динамичными и активными людьми (более 70%), из студентов 5-го курса считают себя активными только 32%. У некоторых студентов есть определенные черты характера руководителя (40%), они энергичны и деятельны. Нас также интересовало, может ли, по мнению студентов, социальная активность помочь им в дальнейшей профессиональной и творческой самореализации. Самым популярным ответом (67%- I-го курса и почти половина 5-го курса) было: «Да. Поможет найти интересную высокооплачиваемую работу».
Причиной снижение социальной активности к 5-ому курсу, мы считаем, является то что, самосознание студентов вузов в большей мере ориентировано на социальную сферу и условия принятия себя студенты в основном связывают с достижениями в учёбе, профессиональной деятельностью и удовлетворением в личностном самовыражении. Непринятие у студентов большей частью связано с отвержением своей индивидуальной неповторимости, неудовлетворённостью эмоционально-личностного проявления в общении. На протяжении обучения от первого к последнему курсу, таким образом, выявляется тенденция принятия студентами социально-ценных качеств и снижения собственной значимости.
Важным показателем, коррелирующим с чувством ответственности и влияющим на социальное мышление, является удовлетворённость жизнью. Этот показатель интегративно отражает степень психологической комфортности и социально-психологическую адаптированность личности. Индекс жизненной удовлетворённости тесно связан с уровнем тревожности, активностью, притязанием личности, характеристиками нравственного потенциала, выражающимися в чувстве долга и личной ответственности за судьбы других людей и перспективу развития жизни. Результаты исследования показали, что большинство студентов выражают жизненную удовлетворённость и только 16,7% учащихся не удовлетворены своей жизнью.
Методика «Ценностные ориентации» позволила определить направленность студентов-первокурсников и студентов 5-го курса. Ранжирование по степени значимости жизненных ценностей позволило выявить, что наиболее ценными для студентов являются. Для первокурсников: здоровье, красота природы и искусство, наличие хороших и верных друзей, материально обеспеченная жизнь, свобода, следовательно, данные ценности являются значимыми для данной группы испытуемых. Второй ранговый уровень занимают общественные и профессионально значимые ценности: любовь, общественное признание, активная деятельная жизнь, уверенность в себе, жизненная мудрость, развитие, продуктивная жизнь, познание. И, наконец, на третьем уровне находятся развлечения, счастливая семейная жизнь, счастье других, интересная работа, творчество. Такая ранговая расстановка терминальных ценностей студентов позволяет говорить о том, что существует проблема в самореализации личности. В частности, является традиционным для юношеского возраста выдвижение на первые места ценностей, задействованных в межличностных отношениях и эмоционально-чувственной сфере. Различия в ценностных предпочтениях объясняются индивидуальными особенностями респондентов, спецификой личностного и социального опыта.
Статьи о педагогике:
Роль дидактических игр в повышении мотивации
изучения математики
Повышение интереса к математике зависит, в большей степени, от того, насколько умело построена учебная работа. Особенно в V –VIII классах надо позаботиться о том, чтобы каждый учащийся работал активно и увлечённо. Для этого необходимо развить у учащихся чувство любознательности и познавательного ин ...
Роль интегрированных уроков в преподавании географии в профильных и уневерсальных классах общеобразовательных школ
На сегодняшний день существует множество подходов к понятию «географический профессионализм». Некоторые ученые сопоставляют профессионализм в области географии с другими понятиями, так или иначе связанными с характеристикой способности человека выполнять работу: · Компетентность; · Мастерство; · Кв ...
Планирование работы по модульной технологии
На уроках истории, так же как и на уроках других предметов, возможно применение модульной технологии. Содержание обучения по модульной технологии представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Главная особенно ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования