Организация экспериментальной работы по выявлению социальной активности студентов КБГУ

Перспективы образования » Развитие социальной активности студента в воспитательной системе вуза » Организация экспериментальной работы по выявлению социальной активности студентов КБГУ

Страница 2

По мнению респондентов, для достижения поставленной цели человек должен обладать следующими характеристиками: быть аккуратным, воспитанным, жизнерадостным. Такие личностные характеристики, как способность действовать самостоятельно, решительно, не отступать перед трудностями, готовность доводить начатое дело до конца, говорят об определенных способах поведения в данной группе испытуемых, ведущих к реализации соответствующих терминальных ценностей. Следовательно, в работе по формированию социально активной личности студентов-первокурсников необходимо ориентироваться на следующие инструментальные ценности, такие как образованность, ответственность, самоконтроль, твердая воля, эффективность в делах. Ранги остальных ценностей во всех выборках различны, что свидетельствует о несформированности представлений о предстоящей деятельности, необходимых для этого черт и свойств, студенты-первокурсники каждой группы демонстрируют собственную позицию.

Результаты анкетирование у студентов 5-го курса показывают несколько иную картину. У них на первом месте интересная работа, здоровье, творчество, развитие, общественное признание, счастливая семейная жизнь. А всё остальное у них на втором месте. Такая расстановка терминальных ценностей студентов позволяет говорить о том, что проблема в самореализации личности на старших курсах уменьшаются. Но такой положительный результат, к моему удивлению, не повлияло на развитие их социальной активности, т.е. первокурсники оказались социально активнее, чем студенты 5-го курса, о чём подробнее расскажу ниже.

Для выявления жизненных устремлений, которые необходимы для построения перспектив личностного развития, мы воспользовались методикой В.А. Мильмана «Диагностика мотивационной структуры личности».

При анализе данной методики для нас имели огромное значение показатели, которые характеризуют рабочую направленность личности. Полученные результаты позволили нам сделать вывод о том, что «общежитейская» направленность личности преобладает над «рабочей» направленностью. Этот факт служит подтверждением того, что у большинства студентов экспериментальной и контрольной групп ярко выражен «общежитейский» мотивационный профиль личности, что составляет у первокурсников 75%, а у студентов 5-го курса чуть меньше 55%.

Следовательно, одни из важных показателей социальной активности, такие как «общая активность», «творческая активность», «социальная полезность», не являются устойчивыми для данных студентов. Студенты, демонстрирующие устойчивость по данным показателям, находятся в обеих курсах в меньшинстве.

Следует отметить, что студенты в меньшей степени руководствуются приобретенными эмоциями. Проведенный нами анкетирование по изучению социальной активности показал недостаточный уровень ее сформированности у студентов вуза и позволил руководствоваться необходимостью целенаправленного и последовательного ее формирования.

Мои исследования свидетельствуют о том, что студенты, в большинстве своём, не оценивают себя как субъекта социальной и познавательной деятельности, отмечено недостаточное владение проектированием социально-значимой деятельности, нестабильность проявлений профессиональной мотивации, отсутствие творческого подхода к деятельности, слабо развито стремление к самореализации. Следовательно, в высшем учебном заведении недостаточно внимания уделяется развитию социальной активности студентов. Выявлен низкий уровень эффективности воздействия субъектов управления на формирование социальной активности студенческой молодёжи, что выражается в недостаточной степени реализации стратегии государственной молодёжной политики, слабой информированности или незаинтересованности студенчества в деятельности общественных объединений, в деструктивном влиянии СМИ на самореализацию и развитие молодого поколения, в определенных мировоззренческих и ценностных расхождениях между преподавателями и молодёжью.

Также мы получили представление о свободном времяпровождении студентов. Оказалось что большинству студентов свободного от учебы времени вполне достаточно (61%) Третьей части всех студентов времени очень мало(31%) и немногим его не хватает (7%). Большая часть студентов проводит свое свободное время в компании друзей (82%).

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Музыкотерапия в общественном транспорте
Сегодня, если мы обратим свое внимание на людей на улицах или в общественном транспорте, то обнаружится, что каждый 6-й слушает музыку в наушниках. Несомненно таким образом изолирует себя от внешнего шума. Эти люди непроизвольно лечат (или калечат, в зависимости от прослушиваемого материала) себя, ...

Приёмы развития мотивации к изучению иностранного языка на средней ступени обучения
Овладение иностранным языком в школе предполагает интенсивную активность обучаемого. Одним из факторов обеспечения работоспособности ученика является соответствующая мотивация. Среди аспектов, повышающих уровень мотивации, следует выделить, прежде всего, постоянно поддерживаемый интерес учащихся к ...

Изобразительная деятельность как показатель психического развития
Трудно представить рисующим взрослого человека, который не является художником. Дети же, в известном смысле, все являются художниками. Изобразительная деятельность для них естественна и приятна. Она формируется по мере становления психики ребенка и таким образом может служить показателем психическо ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru