Технология формирования социальной активности студента в воспитательной системе вуза

Перспективы образования » Развитие социальной активности студента в воспитательной системе вуза » Технология формирования социальной активности студента в воспитательной системе вуза

Страница 1

В современном образовательном пространстве возникла необходимость в подготовке профессионально компетентных, социально активных и конкурентоспособных специалистов, готовых обеспечить обществу устойчивое, безопасное и успешное развитие, так как общество ставит перед человеком все более усложняющиеся задачи на самоопределение и самореализацию, с которыми под силу справиться только лишь свободной, самостоятельной, социально активной личности. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.В связи с этим всё большее значение приобретает социальная активность личности, проявляющиеся в различных общественно-значимой деятельности, такая личность сознательно ориентирована на решение задач, стоящих перед обществом, классом, социальной группой.Таким образом, большую роль в жизни общества играет студенческая молодёжь, так как она представляет собой ту социальную группу, которая несёт в себе огромные потенциальные возможности будущего.

Студенческая молодёжь как социальная группа является разновидностью группы «молодёжь». Отсюда следует, что для нее присущи все характеристики молодёжи, а также свои специфические черты: деятельность, связанная с обучением в ВУЗе, наиболее образованный слой молодёжи, резерв пополнения работников умственного труда, составная часть интеллигенции, неоднородность социального происхождения и материального положения, определенное групповое самосознание, общность интересов и особая субкультура.

Формирование социальной активности студенческой молодёжи должно осуществляться с учетом, с одной стороны, особенностей изменяющейся социальной и образовательной среды, с другой – специфики этой социально-демографической группы, её внутренней дифференциации, места и роли в обществе, а также необходимости разрешения сложившегося противоречия между потребностями молодёжи в становлении её в качестве социального субъекта и возможностями их реализации.

Факторами, способствующие формированию социальной активности студенческой молодёжи, являются: стремление молодёжи к самореализации, эффективная государственная молодёжная политика, а также интересные и авторитетные для молодёжи люди. Наиболее препятствуют формированию социальной активности: неверие в общественные идеалы и безразличие общества, старших возрастных групп к проблемам молодёжи, недоверие органам власти и индифферентность самой студенческой молодёжи.

Главным критерием эффективности управления формированием социальной активности студенческой молодёжи является высокий уровень всех видов её активности и высокая степень согласованности интересов с интересами других социальных субъектов. При этом критериями высокого уровня видов социальной активности выступают:

– для познавательной активности – признание знаний и навыков их приобретения основной целью, ярко выраженная потребность в знаниях;

– для трудовой активности – важность самого процесса труда и интересной творческой работы, систематическое проявление инициативы в трудовой деятельности;

– для общественно-политической активности – наличие собственных политических убеждений, участие в деятельности общественных объединений, осведомленность о социальных проблемах общества и заинтересованность в их решении.

Проблема формирования социальной активности личности имеет достаточно продолжительную историю своего осознания и разработки в аспекте общественной, культурной и педагогической значимости. Решающим условием формирования социальной активности личности выступает целенаправленная структурно-расширяющаяся общественно полезная деятельность молодого человека, его готовность к подобного рода поведению, желание и умение действовать, проявляя ответственность, инициативу, самостоятельность.

В философских (С.К. Абачиев, B.C. Агеев, Г.С. Батищев, Э. Фромм, М. Экхарт и др.) и психолого-педагогических исследованиях (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г, Ананьев, А.Г, Асмолов, Н.А. Бернштейн, В.П. Бездухов, А. А. Бодалев, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, П.М. Ершов, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, В.Н. Мясищев, А. В. Петровский, В.А. Петровский, Е.И. Тихомирова, Д.И, Фельдштейн и др.) формирование социальной активности личности рассматривается как сложный образовательный процесс, протекающий в единстве коллективной и индивидуально ориентированной составляющих в условиях гуманистического стиля педагогического руководства.

Теоретические и методологические основы формирования социальной (общественной) активности личности были достаточно детально разработаны в советской педагогике (Л.М. Архангельский, Б.П. Битинас, Н.И. Болдырев, С.Н. Касаткина, Т.Е. Конникова, Т.Н. Мальковская, Л.А. Нагорных, К.Д. Радина, Ю.П. Сокольников и др.) Однако кардинально изменившиеся обстоятельства жизни общества обусловили необходимость столь же существенного пересмотра целевых констант образовательной деятельности и методов их достижения.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи о педагогике:

Понятие, виды, и мотивы противоправного поведения школьников
Как сказано в юридической энциклопедии, право — это совокупность установленных или сан­кционированных государством общеобязательных пра­вил поведения (норм), соблюдение которых обеспечива­ется мерами государственного воздействия. А в учебнике Конституционного права говорится, что современном общест ...

Основные методологические подходы
1.Системный подход. Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: уч ...

Теоретические аспекты обучения старших дошкольников измерительной деятельности и развитие представлений о величине
Вопрос о роли измерений в формировании первых математических представлений ставился еще в работах К.Д. Ушинского [1]. Прогрессивные представители русской методики арифметики также значительное внимание уделяли этой проблеме. Первые советские методисты в области дошкольного воспитания (Е.И. Тихеева, ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru