Технология формирования социальной активности студента в воспитательной системе вуза

Перспективы образования » Развитие социальной активности студента в воспитательной системе вуза » Технология формирования социальной активности студента в воспитательной системе вуза

Страница 3

Также наиболее препятствуют формированию социальной активности следующие причины: неверие в общественные идеалы и безразличие общества, старших возрастных групп к проблемам молодёжи, недоверие органам власти и индифферентность самой студенческой молодёжи. А «друзья, сверстники, сокурсники» и «семья, родственники», слабо влияют на социальную активность студенческой молодёжи.

Поэтому, особенно важно для развития социальной активности студентов включение их в общественно значимую деятельность и переход от методов воздействия к методам сотрудничества и методам саморазвития, побуждающим их самообразовательную активность, включающих студентов в самовоспитание. При этом студенты должны осваивать различные формы социокультурной деятельности, а затем реализовать известные им формы, вносить инновации, разрабатывать новые формы социальной активности.

Эффективному развитию социальной активности способствует вовлечение студентов в беседы и организация диспутов о социальной и личной значимости выбранной профессии, о представляемых ею социальных проблемах, жизненных ситуациях и др. Также администрация вуза должна поддерживать, если студенты самостоятельно создают социальные проекты.

Коллективное доброжелательное обсуждение результатов индивидуально выполненных работ стимулирует формирование у студентов адекватной самооценки и активизирует потребность в социальном развитии. Возникновению и закреплению положительных эмоций относительно социально значимой деятельности способствует общий морально-психологический климат в коллективе, обоснование преподавателем необходимости для социального развития выполняемых поручений и осознание студентами их личной значимости.

Технология развития социальной активности студентов в воспитательной среде вуза включает 3 этапа: адаптационный, содержательный, интеграционный. Каждый этап развития социальной активности представлен массовыми, групповыми и индивидуальными формами деятельности, это важно, так как в процессе деятельности необходимо развивать как умения работы в коллективе, так и индивидуальную технологию деятельности каждого студента.

Реализация технологии развития социальной активности студентов в воспитательной системе вуза включает: активизацию научно-исследовательской, методической, практической социально ориентированной деятельности студентов; перевод студента в позицию субъекта социально ориентированной деятельности; повышение уровня сформированности умений, соответствующих различным компонентам социальной активности и профессионально значимых качеств студентов; самореализацию студентов в социально ориентированной деятельности.

Развитию эмпатийности, ответственности и самостоятельности способствуют мероприятии, направленные на реализацию социально значимой деятельности: сбор денег, вещей и консервов в целях благотворительной акции в помощь малоимущим семьям, детям-сиротам, пропаганда здорового образа жизни, оформление стендов о борьбе со СПИДом и вредными привычками и др. Развитию творческого потенциала и рефлексии способствуют участие во внутри вузовских мероприятиях, постановка тематических вечеров. Развитию инициативы, фантазии, активности студента способствуют режиссёрские игры. Вообще в развитии социальной активности студента большую роль играют деловые игры.

Деловые игры как инновационная технология обучения является действенным механизмом, способным одновременно решить не только задачи воспитания, но и дидактические задачи учебного предмета. А именно: формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов специалистов; социальной активности и компетентности; воспитание системности и стратегичности мышления; ответственного отношения к решению учебных и профессиональных проблем; владение методами моделирования.

Деловые игры, в широком смысле данного понятия, являются средством моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности методом поиска новых способов ее выполнения. Деловые игры имитируют различные аспекты активности человека и его социального взаимодействия. Игры являются методом эффективного обучения в вузе, поскольку снимают противоречия между абстрактным характером любого учебного предмета и реальным характером будущей профессиональной деятельности обучающихся.

Существует много названий и разновидностей деловых игр, которые могут отличаться методикой проведения и поставленными образовательными целями. А именно: дидактические и управленческие игры, ролевые игры, проблемно-ориентированные, организационно-деятельностные игры и др.

Дидактические ДИ представляют собой целостную педагогическую систему, состоящую из целевого, содержательного, организационно-методического и результативно-оценочного компонентов. В качестве главной цели данной инновационной обучающей технологии является формирование социальной активности, компетентности и конкурентоспособности личности будущего специалиста через использование технологии ДИ в процессе обучения в вузе.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи о педагогике:

Место силовых упражнений в системе физического воспитания школьников
Ни одно физическое упражнение не мыслимо без проявления силы. Сила мышц в значительной мере определяет быстроту движения и способствует выносливости и ловкости. По данным А.В.Беляева правильный подбор упражнений должен обеспечивать пропорциональное развитие всех участвующих в соревновательном движе ...

Практические рекомендации по использованию игр природоведческого содержания
В старшем дошкольном возрасте дидактические игры используются в основном в целях систематизации представлений о мире природы, а также для развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление, воображение и т.д. В связи с усложнением образовательной нагрузки кардинально меняются и са ...

Развитие творческих способностей учащихся при использовании учебно-творческих задач компьютерного моделирования
В перечне целей, достижение которых обеспечивает обучение информатике на этапе основного общего образования, указывается развитие творческих способностей средствами ИКТ. Если мы посмотрим цели обучения информатике и информационным технологиям на этапе среднего (полного) образования, то увидим, что ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru