Технология формирования социальной активности студента в воспитательной системе вуза
Среди субъектов формирования социальной активности студенческой молодежи можно выделить: государство, общественные объединения, средства массовой информации, преподавателей и др. Каждый субъект осуществляет формирование социальной активности студенческой молодежи в рамках своих функций и реализует взаимосвязанный комплекс мер, направленный на формирование активной осознанной деятельности.
Процесс формирования должно осуществляться поэтапно:
I этап – целеустановочный, заключается в разработке общей программы развития студенческого самоуправления при активной консультативной помощи преподавателей-наставников и с учетом инициативных предложений студентов-активистов, зарекомендовавших себя в качестве лидеров, в процессе участия в воспитательных мероприятиях.
II этап – мотивационно-тренинговом происходит работа по формированию организаторской компетентности у студенческого актива. Параллельно проводится специальная работа по стимулированию мотивации участия студенческой молодежи во внеучебной деятельности.
III этап – формирования структуры органов студенческого самоуправления и распределения полномочий логически вытекает из двух предыдущих и заключается в организации демократических процедур выбора подлинного студенческого лидера.
Формирование социальной активности в педагогическом аспекте, по мнению М.В. Колесниковой, понимается как создание стройной системы педагогических ситуаций в рамках процесса обучения и воспитания, которые включают в себя определённые цели, оптимальные формы и методы, что предполагает создание определённых организационно-педагогических условий.
1) В результате планирования и целеполагания своего развития путем сравнения социально-профессиональных ожиданий и достижений в процессе профессионального становления с учетом инициативности и ответственности происходит формирование субъектной позиции студента и развитие его социальной активности.
2) Организация квазипрофессиональной деятельности студентов на основе учета сущностных характеристик феномена социальной активности в студенческой среде. Квазипрофессиональная деятельность студентов осуществляется параллельно с образовательным процессом на непрерывной основе и предполагает постоянный контакт студентов, преподавателей и специалистов-практиков.
3) Участие студентов вуза в социально-проектной деятельности.
Социальное проектирование получает все большее распространение в профессиональной подготовке специалистов, занятых в сферах работы с людьми (педагоги, психологи, менеджеры, государственные и муниципальные служащие и т. д.). Метод проектов и его разновидность — метод социального проектирования имеют большой потенциал в основном в подготовке специалистов в социально-педагогической сфере. Его сущность заключается в том, что:
– студент должен теоретически осмыслить проектируемое явление и определить практическую направленность действий по изменению данного явления;
– студент в ходе работы над проектом овладевает методологией и технологией выполнения конкретной специфической деятельности, алгоритм которой он выстраивает и предлагает реализовать для преобразования социального явления;
– студент получает возможность самостоятельно определить и реализовать конкретные действия по достижению целей и задач проекта;
– студент получает возможность взять на себя роль субъекта социально-проектной деятельности (разработчика, лидера, организатора, исполнителя и т.д.);
– студент оказывается в ситуации актуализации и мотивирования собственной социальной активности, трансформирующейся в свойство личности.
Для повышения социальной активности студенческой молодёжи эксперты по социальной педагогике рекомендуют следующее: 1)стимулирование интереса, демонстрация значимости и ценности знаний (30,2%);
2) помощь в трудоустройстве, предоставление рабочих мест и льготных условий (41,1%);
3) привлечение к участию в общественных объединениях и различных политических мероприятиях (46,9%).
Меньшее число рекомендаций экспертов направлено на применение мер административного характера, обеспечение доступности образования (20%); формирование трудовых навыков в процессе обучения (25%); информирование студентов о возможностях участия в общественно-политической деятельности (26,5%) и др.
Мы считаем, что процесс формирования социальной активности личности студента университета будет осуществляться с большей эффективностью, если:
– актуализированы ситуации ответственного поведения студенческой молодежи;
– осуществлено социально-ролевое обогащение индивидуальной жизнедеятельности личности;
– усилена эмпатическая направленность образовательного процесса.
Основными проблемами управления формированием социальной активности студенческой молодёжи в настоящее время являются: отсутствие необходимых экономических, социальных, социокультурных, правовых и организационных условий, неэффективность деятельности субъектов управления, слабая информированность студентов о возможностях самореализации и участия в жизни общества и т.д.
Статьи о педагогике:
Особенности игровых приемов и их применение в разных возрастных
группах
Обучение рисованию в младшем возрасте начинается с игровых упражнений. Их цель — сделать более эффективным и процесс обучения детей по созданию простейших линейных форм и развитие движений руки. Дети вслед за воспитателем сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, до ...
Фотоискусство как средство развития творческого потенциала
Фотоискусство - разновидность художественного творчества, в основе которого лежит использование выразительных возможностей фотографии. Фотография занимает немалую часть нашей сегодняшней жизни. Это очень обычно для нас - взять в руки фотокамеру, отправляясь в путешествие, на прогулку, встречу или п ...
Значение ознакомления с массой предметов для сенсорного, умственного и математического
развития детей дошкольного возраста
Формирование понятия «масса» опирается на развитие «барического чувства» (греч. baros - тяжесть, barys - тяжелый). «Барическое чувство» возникает в результате давления предмета на поверхность тела человека. Не случайно, определяя тяжесть предмета, человек как бы «взвешивает» его на ладонях своих ру ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования

