Технология формирования социальной активности студента в воспитательной системе вуза

Перспективы образования » Развитие социальной активности студента в воспитательной системе вуза » Технология формирования социальной активности студента в воспитательной системе вуза

Страница 2

Среди субъектов формирования социальной активности студенческой молодежи можно выделить: государство, общественные объединения, средства массовой информации, преподавателей и др. Каждый субъект осуществляет формирование социальной активности студенческой молодежи в рамках своих функций и реализует взаимосвязанный комплекс мер, направленный на формирование активной осознанной деятельности.

Процесс формирования должно осуществляться поэтапно:

I этап – целеустановочный, заключается в разработке общей программы развития студенческого самоуправления при активной консультативной помощи преподавателей-наставников и с учетом инициативных предложений студентов-активистов, зарекомендовавших себя в качестве лидеров, в процессе участия в воспитательных мероприятиях.

II этап – мотивационно-тренинговом происходит работа по формированию организаторской компетентности у студенческого актива. Параллельно проводится специальная работа по стимулированию мотивации участия студенческой молодежи во внеучебной деятельности.

III этап – формирования структуры органов студенческого самоуправления и распределения полномочий логически вытекает из двух предыдущих и заключается в организации демократических процедур выбора подлинного студенческого лидера.

Формирование социальной активности в педагогическом аспекте, по мнению М.В. Колесниковой, понимается как создание стройной системы педагогических ситуаций в рамках процесса обучения и воспитания, которые включают в себя определённые цели, оптимальные формы и методы, что предполагает создание определённых организационно-педагогических условий.

1) В результате планирования и целеполагания своего развития путем сравнения социально-профессиональных ожиданий и достижений в процессе профессионального становления с учетом инициативности и ответственности происходит формирование субъектной позиции студента и развитие его социальной активности.

2) Организация квазипрофессиональной деятельности студентов на основе учета сущностных характеристик феномена социальной активности в студенческой среде. Квазипрофессиональная деятельность студентов осуществляется параллельно с образовательным процессом на непрерывной основе и предполагает постоянный контакт студентов, преподавателей и специалистов-практиков.

3) Участие студентов вуза в социально-проектной деятельности.

Социальное проектирование получает все большее распространение в профессиональной подготовке специалистов, занятых в сферах работы с людьми (педагоги, психологи, менеджеры, государственные и муниципальные служащие и т. д.). Метод проектов и его разновидность — метод социального проектирования имеют большой потенциал в основном в подготовке специалистов в социально-педагогической сфере. Его сущность заключается в том, что:

– студент должен теоретически осмыслить проектируемое явление и определить практическую направленность действий по изменению данного явления;

– студент в ходе работы над проектом овладевает методологией и технологией выполнения конкретной специфической деятельности, алгоритм которой он выстраивает и предлагает реализовать для преобразования социального явления;

– студент получает возможность самостоятельно определить и реализовать конкретные действия по достижению целей и задач проекта;

– студент получает возможность взять на себя роль субъекта социально-проектной деятельности (разработчика, лидера, организатора, исполнителя и т.д.);

– студент оказывается в ситуации актуализации и мотивирования собственной социальной активности, трансформирующейся в свойство личности.

Для повышения социальной активности студенческой молодёжи эксперты по социальной педагогике рекомендуют следующее: 1)стимулирование интереса, демонстрация значимости и ценности знаний (30,2%);

2) помощь в трудоустройстве, предоставление рабочих мест и льготных условий (41,1%);

3) привлечение к участию в общественных объединениях и различных политических мероприятиях (46,9%).

Меньшее число рекомендаций экспертов направлено на применение мер административного характера, обеспечение доступности образования (20%); формирование трудовых навыков в процессе обучения (25%); информирование студентов о возможностях участия в общественно-политической деятельности (26,5%) и др.

Мы считаем, что процесс формирования социальной активности личности студента университета будет осуществляться с большей эффективностью, если:

– актуализированы ситуации ответственного поведения студенческой молодежи;

– осуществлено социально-ролевое обогащение индивидуальной жизнедеятельности личности;

– усилена эмпатическая направленность образовательного процесса.

Основными проблемами управления формированием социальной активности студенческой молодёжи в настоящее время являются: отсутствие необходимых экономических, социальных, социокультурных, правовых и организационных условий, неэффективность деятельности субъектов управления, слабая информированность студентов о возможностях самореализации и участия в жизни общества и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи о педагогике:

Уровень развития психофизических функций
Если мы обратим внимание на показатели развития уровня психофизиологических функций, то, например, по динамике средних показателей силы нервных процессов мы можем наблюдать движение нервной системы к более сильному типу, что подтверждает снижение очков с 229,4 до 208. Наряду с этим процессом происх ...

Научно-исследовательская деятельность учащихся в изучении особо охраняемых природных территорий района
Знакомство с природой родного края обычно начинается с изучения характерных для региона природных экосистем, которые наиболее доступны для посещения в процессе туристско-экскурсионной деятельности учащихся. Обычно это происходит во время проведения практических занятий в летних экологических лагеря ...

Принцип наглядности в трактовке отечественных и зарубежных педагогов и психологов
Известно, что у детей младшего школьного возраста приобретает наглядно-образное мышление. Еще Я.А. Коменский разработал принцип наглядности обучения, что представляет особый интерес для преподавания естествознания. “Необходимо чтобы начало познания исходило из внешних чувств (ибо ничего нет в нашем ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru