Технология формирования социальной активности студента в воспитательной системе вуза

Перспективы образования » Развитие социальной активности студента в воспитательной системе вуза » Технология формирования социальной активности студента в воспитательной системе вуза

Страница 4

В результате внедрения в процесс обучения ДИ как инновационной технологии, происходит повышение образовательного уровня, увеличение интереса к изучению учебных предметов, повышение уровня проявления социальной активности, интеллектуальной информированности, социокультурной компетентности обучающихся.

Рассмотренные теоретико-методические и технологические аспекты использования ДИ в высшей школе, позволяют заключить, что деловые игры обладают огромным дидактическим и воспитывающим потенциалом, который способен увеличить инновационные ресурсы современного вуза.

Также среди форм обучения, которые дают положительный эффект, должны стать еловые игры, самостоятельные творческие и исследовательские задания по интегрированной проблематике. Контекстная природа истории и сложность состава и содержания исторического знания обусловили необходимость использования в технологии ДИ сочетания различных средств обучения. Преимуществом ситуационных задач, по сравнению с учебными задачами, обозначены их проблемный характер, в котором заложены контексты будущего профессионального труда специалиста. В деловой игре моделируемая система рассматривалась нами как динамическая, что требовало от участников процесса игры умения решать «цепочки ситуационных задач».

Значимым для развития социальной активности, я считаю, участие в молодежных фестивалях, например «Студенческая весна», что позволяет студентам проявить собственную позицию по важным социальным проблемам и получить опыт взаимодействия и профессионального подхода в их решении.

Также, важным фактором становится привлечение лидеров студенческого самоуправления к деятельности различных общественных структур, действующих на республиканском уровне (Молодёжная палата, Общественно-консультативный совет и др.)

Результаты проведённого исследования позволяют предложить ряд научно-практических рекомендаций повышения эффективности процесса развития социальной активности студента:

1. Развитие социальной активности студента необходимо осуществлять в целостной воспитательной системе профессиональной подготовки вуза.

2. В воспитательный процесс необходимо включать учебные задачи нравственной смыслообразующей ориентированности.

3. На кураторских часах использовать активные методы обучения, ролевые игры, диспуты и др., позволяющие актуализировать субъектную позицию студента.

4. При решении задач нравственного выбора формировать у студентов позитивную установку на принятие общечеловеческих ценностей, идеалов и убеждений.

5. При организации педагогического взаимодействия заботиться о создании творческой атмосферы и нейтрализации творческоподавляющих факторов.

6. Осуществлять дифференцированный подход при формирований индивидуального социального опыта и жизненной позиции.

7. Сочетать индивидуальные и коллективные формы работы студентов.

8. Осуществлять поэтапный контроль и коррекцию индивидуального процесса развития социальной активности студента.

9. Для развития мотивационного компонента социальной активности студента необходимо использовать следующие методы и средства: проблемное изложение учебного материала, метод «ситуации успеха», дискуссии, убеждение, педагогические игры.

10. Использовать в учебном процессе эвристический и исследовательские методы для эффективного формирования когнитивного компонента социальной активности.

11. Для развития аналитического компонента социальной активности необходимо использовать дискуссии, привлекать студентов к анализу различных точек зрения, мнений, собственной деятельности, социальной ситуаций.

12. Использование метода социального проектирования позволяющей моделировать будущую профессиональную деятельность; 13.Обеспечение организационно-управленческих и материально-технических возможностей для реализации разнообразных социальных инициатив молодежи (например, предоставление помещений, видео- и аудио-оборудования, компьютерной и оргтехники, спортивного инвентаря);14. Создание условий для социального продвижения лидеров различных молодежных формирований;15. Создание и поддержка деятельности ресурсных (федеральных, региональных) центров развития молодёжного общественного движения.16. Организацию и проведение конкурсов грантовой поддержки для разных категорий молодёжных социально-творческих объединений.

Таким образом, технология развития социальной активности студентов в воспитательной системе вуза представляет собой организованный поэтапный процесс, что позволяет своевременно дать оценку социальному развитию личности студента и при необходимости вносить корректировки в воспитательную систему вуза.

Опираясь на теоретические положения проблемы развития социальной активности студентов как условия профессионального становления и опыт практического ее решения на примере образовательного процесса вуза, мы сделали вывод о том, что профессиональное становление выступает в качестве личностной характеристики субъекта и служит фоном для развития социальной активности личности студента, причем студент выступает в качестве субъекта познавательной и профессиональной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи о педагогике:

Краткие сведения об «образовательной карте» города, района
Одной из приоритетных задач допрофильной подготовки и профильного обучения является организация информационной работы с учащимися основной и старшей школы. Допрофильная подготовка и профильное обучение, как правило, должны начинаться с информирования учащихся и их родителей об образовательных возмо ...

Диагностика нравственной культуры подростков
Для формирования нравственной культуры подростков, прежде всего необходимо подробно изучить и уметь использовать в работе диагностические методы исследования воспитанности школьника. При решении различных педагогических задач педагог опирается не только на теоретические знания, но и реальные факты, ...

Из истории использования текстовых задач в России
В традиционном российском школьном обучении математике текстовые задачи всегда занимали особое место. С одной стороны, практика применения текстовых задач в процессе обучения во всех цивилизованных государствах идет от глиняных табличек Древнего Вавилона и других древних письменных источников, то е ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru