Технология формирования социальной активности студента в воспитательной системе вуза

Перспективы образования » Развитие социальной активности студента в воспитательной системе вуза » Технология формирования социальной активности студента в воспитательной системе вуза

Страница 4

В результате внедрения в процесс обучения ДИ как инновационной технологии, происходит повышение образовательного уровня, увеличение интереса к изучению учебных предметов, повышение уровня проявления социальной активности, интеллектуальной информированности, социокультурной компетентности обучающихся.

Рассмотренные теоретико-методические и технологические аспекты использования ДИ в высшей школе, позволяют заключить, что деловые игры обладают огромным дидактическим и воспитывающим потенциалом, который способен увеличить инновационные ресурсы современного вуза.

Также среди форм обучения, которые дают положительный эффект, должны стать еловые игры, самостоятельные творческие и исследовательские задания по интегрированной проблематике. Контекстная природа истории и сложность состава и содержания исторического знания обусловили необходимость использования в технологии ДИ сочетания различных средств обучения. Преимуществом ситуационных задач, по сравнению с учебными задачами, обозначены их проблемный характер, в котором заложены контексты будущего профессионального труда специалиста. В деловой игре моделируемая система рассматривалась нами как динамическая, что требовало от участников процесса игры умения решать «цепочки ситуационных задач».

Значимым для развития социальной активности, я считаю, участие в молодежных фестивалях, например «Студенческая весна», что позволяет студентам проявить собственную позицию по важным социальным проблемам и получить опыт взаимодействия и профессионального подхода в их решении.

Также, важным фактором становится привлечение лидеров студенческого самоуправления к деятельности различных общественных структур, действующих на республиканском уровне (Молодёжная палата, Общественно-консультативный совет и др.)

Результаты проведённого исследования позволяют предложить ряд научно-практических рекомендаций повышения эффективности процесса развития социальной активности студента:

1. Развитие социальной активности студента необходимо осуществлять в целостной воспитательной системе профессиональной подготовки вуза.

2. В воспитательный процесс необходимо включать учебные задачи нравственной смыслообразующей ориентированности.

3. На кураторских часах использовать активные методы обучения, ролевые игры, диспуты и др., позволяющие актуализировать субъектную позицию студента.

4. При решении задач нравственного выбора формировать у студентов позитивную установку на принятие общечеловеческих ценностей, идеалов и убеждений.

5. При организации педагогического взаимодействия заботиться о создании творческой атмосферы и нейтрализации творческоподавляющих факторов.

6. Осуществлять дифференцированный подход при формирований индивидуального социального опыта и жизненной позиции.

7. Сочетать индивидуальные и коллективные формы работы студентов.

8. Осуществлять поэтапный контроль и коррекцию индивидуального процесса развития социальной активности студента.

9. Для развития мотивационного компонента социальной активности студента необходимо использовать следующие методы и средства: проблемное изложение учебного материала, метод «ситуации успеха», дискуссии, убеждение, педагогические игры.

10. Использовать в учебном процессе эвристический и исследовательские методы для эффективного формирования когнитивного компонента социальной активности.

11. Для развития аналитического компонента социальной активности необходимо использовать дискуссии, привлекать студентов к анализу различных точек зрения, мнений, собственной деятельности, социальной ситуаций.

12. Использование метода социального проектирования позволяющей моделировать будущую профессиональную деятельность; 13.Обеспечение организационно-управленческих и материально-технических возможностей для реализации разнообразных социальных инициатив молодежи (например, предоставление помещений, видео- и аудио-оборудования, компьютерной и оргтехники, спортивного инвентаря);14. Создание условий для социального продвижения лидеров различных молодежных формирований;15. Создание и поддержка деятельности ресурсных (федеральных, региональных) центров развития молодёжного общественного движения.16. Организацию и проведение конкурсов грантовой поддержки для разных категорий молодёжных социально-творческих объединений.

Таким образом, технология развития социальной активности студентов в воспитательной системе вуза представляет собой организованный поэтапный процесс, что позволяет своевременно дать оценку социальному развитию личности студента и при необходимости вносить корректировки в воспитательную систему вуза.

Опираясь на теоретические положения проблемы развития социальной активности студентов как условия профессионального становления и опыт практического ее решения на примере образовательного процесса вуза, мы сделали вывод о том, что профессиональное становление выступает в качестве личностной характеристики субъекта и служит фоном для развития социальной активности личности студента, причем студент выступает в качестве субъекта познавательной и профессиональной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи о педагогике:

Гимназическое образование: прошлое и настоящее
Гимназия как тип общеобразовательного среднего учебного заведения существует уже почти пять столетий. Все это время она является важнейшим элементом образовательной системы многих европейских государств. До начала прошлого века понятие "гимназическое образование" было почти тождественно & ...

Практические рекомендации по использованию игр природоведческого содержания
В старшем дошкольном возрасте дидактические игры используются в основном в целях систематизации представлений о мире природы, а также для развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление, воображение и т.д. В связи с усложнением образовательной нагрузки кардинально меняются и са ...

Способности ребенка к усвоению иностранного языка
Переход нашей системы образования на гуманистическую парадигму выдвигает на первый план проблемы развития способностей. Психологи отмечают, что как для родителей, так и для педагогов важно знать и учитывать в обучении способности детей, иначе нельзя начинать серьезный разговор об их воспитании . В ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru