Детский производительный труд в мастерских коммуны имени Ф. Э. Дзержинского

Страница 1

В период с 1927 по 1929 год в коммуне имени Дзержинского существовали учебные мастерские: слесарно-механическая, деревообделочная, швейная и сапожная. Кроме того, была организована кузница. Задача учебных мастерских заключалась в том, чтобы приобщить воспитанников, бывших беспризорных детей, к трудовой жизни и в условиях борьбы за создание советского коллектива воспитать черты коммунистической личности. Кроме того, на фоне общего трудового воспитания коммунары овладевали определенной рабочей специальностью, что сообщало им чувство уверенности относительно их материального благополучия после выхода из коммуны. Таким образом, обучение в мастерских представляло собой своеобразную форму подготовки рабочих кадров, хотя и не совпадающую полностью с задачами школ ФЗУ. Это своеобразие было обусловлено тем, что обучение специальности происходило вне фабрично-заводской обстановки, независимо от плана воспроизводства рабочей силы на предприятии.

Поскольку подготовка специалиста сочеталась с участием в общей трудовой жизни коммуны, установление точных, определенных сроков производственного обучения в рассматриваемых условиях не имело значения. Однако обучение все-таки производилось по программам, которые разрабатывались инструкторами мастерских с участием работников отдела народного образования, а для определения рабочей квалификации коммунаров периодически назначались комиссии. Так, например, в учебно-производственном плане коммуны за 1928 г. читаем: «Подготовить учебные мастерские 1 августа к проведению экзаменационных работ для определения квалификации каждого коммунара, для чего подготовить соответствующие рабочие книжки и все сведения о каждом коммунаре, и пройденном им курсе и выполненных заданиях».

Уже спустя год после организации коммуны, наметилась тенденция развития мастерских «в сторону серьезного производства»,– как это отмечает Макаренко в «Материалах к докладу о работе коммуны им. Дзержинского». Задачи мастерских на этом этапе Макаренко определил следующим образом: «Нужно найти средний путь: сохраняя общий деловой производственный уклон с применением стандартизации, в то же время обеспечить постоянный процесс рабочего совершенствования ребят». Таким образом, коммуна пошла по пути разумного сочетания учебных и хозяйственных задач.

Это направление соответствующим образом отразилось в построении программ производственного обучения. В программах видное место было отведено изготовлению законченной продукции, а отдельные операции и тренировочные работы были сведены до необходимого минимума. В обучении преимущество отдавалось предметному методу, т. е. навыки, умения и приемы приобретались коммунарами, главным образом, в процессе изготовления отдельных предметов. Предметный метод, в свою очередь, требовал подготовки специалиста широкого профиля, способного выполнить от начала до конца все операции, связанные с производством данной вещи. Многообразие рабочих функций давало возможность перебросить коммунаров с одного места на другое в зависимости от нужд производства.

В коммуне возникла практика учебно-производственных заданий, представляющих собой план выпуска мастерскими готовой продукции. В задания включались программные и другие посильные работы, выполняемые для собственных нужд коммуны и в порядке заказов от различных организаций. В результате этого у коммунаров воспитывалось отношение к труду как к общественно-полезной деятельности. Целенаправленный труд дзержинцев служил могучим стимулом для повышения эффективности производственного обучения.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Эмпирическое исследование особенностей обучения детей с задержкой психического развития в инклюзивной школе
Исследование особенностей обучения учащихся первых классов с задержкой психического развития проводилось в первых классах ГОУ СОШ № 518 г. Москвы и специальной коррекционной начальной школы – детского сада VII вида № 1822г. Москвы в октябре 2010 года и в марте-апреле 2011 года. Цель эмпирического и ...

Организация дистанционного обучения учащихся
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века. Сегодня на нее сделана огромная ставка. Актуальность темы дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере техн ...

Приемы работы с детьми над выразительностью образа человека или животных
Формирование у детей конструктивных н изобразительных умений осуществляется педагогом постепенно - от знакомства и действий ребенка с реальными объемными предметами, составления целого предмета из готовых отдельных частей, через изменение формы в пластичном материале - глине - к созданию графическо ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru