Детский производительный труд в мастерских коммуны имени Ф. Э. Дзержинского

Страница 2

Работа в мастерских происходила в две смены, по три с половиной часа в каждую смену, чередуясь с обучением в школе. Что же касается пресловутой «увязки» школьной программы с производственным обучением в мастерских путем «комплексирования», «интегрирования» или «синтезирования», то по этому вопросу Макаренко высказался впоследствии в своем докладе «Из опыта работы», прочитанном на совещании учителей Ярославской железной дороги 29 марта 1939 г. Он говорил: «Вы помните, наверное, предрассудок, что трудовой процесс должен быть связан с учебной программой. Сколько мы поломали головы на этом проклятом вопросе. Вот он делает табуретку и надо, чтобы это было связано с географией и с математикой. Я очень плохо себя чувствовал, когда приезжала комиссия и не находила согласованности между табуреткой и русским языком. Потом махнул рукой и прямо стал утверждать, что не должно быть никакой связи». Так Макаренко утвердил независимую логику систематического расположения учебного материала, исключающую внешнюю, формальную, искусственную связь между теоретическим и производственным обучением.

К месту стоит отметить, что в 20-30-е годы ХХ века в СССР получил распространение бригадно-лабораторный метод обучения. Особенность заключалась в сочетании коллективной работы всего класса с бригадной (частью класса в 5-6 человек) и индивидуальной работой. На общих занятиях планировалась работа, обсуждались задания и т.д., определялись задания бригадам, намечались сроки выполнения, обязательный минимум работы, которая, как правило, выполнялось группой активистов; и за нее перед учителем отчитывался только бригадир.

Эта форма организации работы фактически разрушала урок и в итоге привела к снижению роли учителя в объяснении нового материала и, естественно, к снижению ответственности учащихся и успеваемости, роли индивидуальной учебной работы, несформированности ряда важнейших общенаучных умений. Эта форма работы, как не оправдавшая себя, в 1932 г. сузила свое существование в СССР.

Поэтому неудивительно, что творческие поиски Макаренко привели его к возможности использования нестандартных схем обучения, которые были столь необходимы в трудных и непредсказуемых условиях колонии. В те годы не каждый ребёнок имел возможность получить качественное образование, многие не имели систематической школьной подготовки, да и вообще, даже не умели читать и писать. Бригадно-лабораторный метод обучения (как разновидность американского Да́льтон-плана) был единственной возможностью дать хоть какое-нибудь образование.

Учебная слесарно-механическая мастерская в колонии им. Дзержинского помещалась в тесной комнате, в которой могло разместиться за рабочими местами лишь десять коммунаров. Ее оборудование состояло из тисков, токарно-винторезного станка, двух самоточек, болторезного станка, двух фрезерных станков, шепинга, двух сверлильных станков, универсального станка для точки инструментов. Чтобы составить представление о характере работы, выполняемой слесарно-механической мастерской, достаточно привести одно из производственных заданий. Так, например, с 15 июня по 15 августа 1929 г. мастерская выполняла учебные работы по программе и заказы для Южных железных дорог на металлические лунки (ячейки для билетов городской станции). Было изготовлено 180 лунок, на сумму 1500 руб.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Методические разработки для обучения графическому моделированию в курсе информатики
Как и при любом другом моделировании, приступая к графическому моделированию, следует выделить его объект, определить цели моделирования, сформировать информационную модель в соответствии с задачей и выбрать инструмент моделирования. В среде графического редактора, который является удобным инструме ...

Метод учебных проектов – образовательная технология XXI века
Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, — вот основ­ной тезис современного понимания метода проектов, который и при­влекает многие образовательные системы, стремящиеся найти ра­зумный баланс между академическими знаниями и прагматически­ми умениями. ...

Критерии отбора передового педагогического опыта
Для выявления степени эффективности педагогического процесса и его оценки надо иметь критерий, в котором определены: признаки объекта, мера для определения того, в какой степени выражен тот или иной признак у данного объекта. Без этих компонентов нет надёжного критерия и, значит, невозможна объекти ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru