Детский производительный труд в мастерских коммуны имени Ф. Э. Дзержинского

Страница 2

Работа в мастерских происходила в две смены, по три с половиной часа в каждую смену, чередуясь с обучением в школе. Что же касается пресловутой «увязки» школьной программы с производственным обучением в мастерских путем «комплексирования», «интегрирования» или «синтезирования», то по этому вопросу Макаренко высказался впоследствии в своем докладе «Из опыта работы», прочитанном на совещании учителей Ярославской железной дороги 29 марта 1939 г. Он говорил: «Вы помните, наверное, предрассудок, что трудовой процесс должен быть связан с учебной программой. Сколько мы поломали головы на этом проклятом вопросе. Вот он делает табуретку и надо, чтобы это было связано с географией и с математикой. Я очень плохо себя чувствовал, когда приезжала комиссия и не находила согласованности между табуреткой и русским языком. Потом махнул рукой и прямо стал утверждать, что не должно быть никакой связи». Так Макаренко утвердил независимую логику систематического расположения учебного материала, исключающую внешнюю, формальную, искусственную связь между теоретическим и производственным обучением.

К месту стоит отметить, что в 20-30-е годы ХХ века в СССР получил распространение бригадно-лабораторный метод обучения. Особенность заключалась в сочетании коллективной работы всего класса с бригадной (частью класса в 5-6 человек) и индивидуальной работой. На общих занятиях планировалась работа, обсуждались задания и т.д., определялись задания бригадам, намечались сроки выполнения, обязательный минимум работы, которая, как правило, выполнялось группой активистов; и за нее перед учителем отчитывался только бригадир.

Эта форма организации работы фактически разрушала урок и в итоге привела к снижению роли учителя в объяснении нового материала и, естественно, к снижению ответственности учащихся и успеваемости, роли индивидуальной учебной работы, несформированности ряда важнейших общенаучных умений. Эта форма работы, как не оправдавшая себя, в 1932 г. сузила свое существование в СССР.

Поэтому неудивительно, что творческие поиски Макаренко привели его к возможности использования нестандартных схем обучения, которые были столь необходимы в трудных и непредсказуемых условиях колонии. В те годы не каждый ребёнок имел возможность получить качественное образование, многие не имели систематической школьной подготовки, да и вообще, даже не умели читать и писать. Бригадно-лабораторный метод обучения (как разновидность американского Да́льтон-плана) был единственной возможностью дать хоть какое-нибудь образование.

Учебная слесарно-механическая мастерская в колонии им. Дзержинского помещалась в тесной комнате, в которой могло разместиться за рабочими местами лишь десять коммунаров. Ее оборудование состояло из тисков, токарно-винторезного станка, двух самоточек, болторезного станка, двух фрезерных станков, шепинга, двух сверлильных станков, универсального станка для точки инструментов. Чтобы составить представление о характере работы, выполняемой слесарно-механической мастерской, достаточно привести одно из производственных заданий. Так, например, с 15 июня по 15 августа 1929 г. мастерская выполняла учебные работы по программе и заказы для Южных железных дорог на металлические лунки (ячейки для билетов городской станции). Было изготовлено 180 лунок, на сумму 1500 руб.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Творческие способности: сущность, структура и основные характеристики
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Развитие творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. В сознании творческие спосо ...

Ролевая игра: её место и роль в педагогическом процессе на уроках английского языка
Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Исходя из особенностей психологического развития младшего школьника, одна из которых состоит в преобладании эмоциональной сферы над интеллектуальной, нельзя не оценивать потенциальных возможностей игры как эмо ...

Метод введения вспомогательных элементов
Часто встречаются задачи, в которых связь между данными (известными) и искомыми (неизвестными) установить непосредственно из текста задачи невозможно. Чтобы прояснить связь между данными и искомыми, следует ввести несколько вспомогательных элементов, главным образом путем замены неопределенных неиз ...

Меню

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru