Детский производительный труд в мастерских коммуны имени Ф. Э. Дзержинского

Страница 3

В учебной мастерской коммунары обучались под руководством инструктора производственного обучения. В промышленной мастерской работали наемные рабочие на началах сдельной оплаты, а коммунары старших возрастов, имеющие квалификацию по 2-му разряду, привлекались в качестве подручных.

Из приведенных данных мы видим, что в учебной мастерской объем продукции, выраженный в стоимости затраченного на заказы труда, был невелик; в промышленной же мастерской выполнялась более квалифицированная, трудная и сложная работа. Общая стоимость труда значительно выше. Следовательно, в первом случае, учебная работа явно преобладала над производственной, что является доказательством правильной постановки обучения.

В швейной мастерской работали девочки. Они обучались шитью белья и простейшей верхней одежды (гимнастерки, брюки, блузки, юбки). 12 девочек, работая по три с половиной часа в день в течение января-марта 1928 г., обшили всех воспитанников коммуны, которых к этому времени насчитывалось более 80 человек. За этот срок они выпустили из мастерской 168 штук верхней одежды, 462 штуки крупных бельевых изделий, 188 штук мелких вещей, а всего 818 изделий. Кроме того, швейная мастерская принимала заказы. Учебно-производственное задание на время с 15 июня по 15 августа 1928 г. включало пошивку белья и костюмов для коммуны и трусов для спортивного общества «Динамо» на сумму 450 руб.

В сапожной мастерской обучались дети младшего возраста. Но уже спустя месяц после организации коммуны, Макаренко увидел, что сапожная мастерская оказывается слишком непривлекательной для воспитанников, слишком кустарной по сравнению с электрифицированными деревообделочными и слесарно-механической мастерскими; пришлось в скором времени мастерскую закрыть. В своем докладе в Правление коммуны Макаренко по этому поводу писал: «Коммунары 1-го отряда (сапожники) представляются поставленными в слишком узкие производственные условия: несложный сапожный инструмент, однообразная и простая работа составляют чересчур большой контраст с другими мастерскими. Этот контраст при этом не только кажущийся, и в действительности комплекс воспитывающих и организующих влияний в сапожной мастерской беден для других влияний коммуны».

Макаренко пришел к заключению, что наиболее целесообразным, с педагогической точки зрения, будет создание для детей младшего возраста универсальной свободной мастерской. Мысль эта возникла на основе наблюдений за деятельностью малышей в изокружке, где с помощью простейших инструментов изготовлялись из самого разнообразного материала модели аэропланов и машин, игры, бутафория для театральных постановок и другие вещи. Эта мысль была аргументирована Макаренко в том же докладе следующим образом:

1. Универсальная свободная мастерская назначается для регулярных занятий детей младшего возраста и свободных занятий всех коммунаров в клубные часы.

2. В мастерской сосредоточены материалы и первичные инструменты по всем видам работы: по дереву, металлу, коже, гипсу, картону, электричеству и пр.

3. Она имеет целью подойти к ребенку со стороны его вкусов и способностей и дать ему возможность проявить себя в свободном трудовом усилии.

4. Она не может иметь никакого производственного уклона, но из нее могут выходить интересные вещи, как-то: игрушки, модели, мелкие вещи комфорта, детали.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Примерная структура заседания педсовета
· информация о присутствующих и отсутствующих, определение правомочности совета педагогов; · информация о выполнении решений предыдущего заседания и ходе выполнения решений с более длительным сроком; · вступительное слово председателя совета педагогов о теме, повестке дня, значении решения поставле ...

К.Д. Ушинский. Его произведения для детей дошкольного и младшего возраста
Ушинский написал много книг по педагогике, но самые известные из них – “Родное слово” и “Детский мир”. "Родное слово" – это книги для для первоначального обучения детей, в возрасте до 10 лет, которые вышли в свет в 1864 году. "Родное слово" представляет собой систематическое рук ...

Использование средств наглядности на уроках обучения грамоте
Средства наглядности делятся на наглядность: зрительную, звуковую, зрительно-слуховую. Средства зрительной наглядности. Средства зрительной наглядности включают так называемые печатные средства (таблицы, демонстрационные карточки, репродукции картин, раздаточный материал) и экранные средства (диафи ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru