Мотивы противоправного поведения несовершеннолетних

Перспективы образования » Правовое воспитание детей с противоправным поведением » Мотивы противоправного поведения несовершеннолетних

Страница 1

Изучение и профилактика преступно­сти среди учащихся общеобразовательных школ, а так же правовое воспитание не может успешно осуществляться без исследования мотивов преступного поведения, поскольку как отметила В.А. Березина, «мотив непосредст­венно связан с личностью и ее особенно­стями, склонностями, влечениями и ин­тересами. В мотивах выражается не какая-то отдельная черта личности, а в опреде­ленном смысле весь человек, все харак­терные для него свойства и особенности. Именно мотив цементирует мысль и волю, сознание и действие и служит той основной пружиной, которая направляет волевой процесс, придавая ему опреде­ленное содержание».

В мотиве опредмечиваются потребно­сти и интересы, он формируется под вли­янием влечений и эмоций, установок и идеалов. По мере их удовлетворения мо­тивы могут изменяться и обогащаться. Поведение человека полимотивировано, т.е. определяется рядом мотивов, но они неравнозначны. Одни являются ведущи­ми, основными, другие выступают в роли дополнительных. Личность больше всего отражена в мотиве, а поэтому справедли­во утверждение, считает Ю.М. Антонян, что она такова, каков мотив ее поведе­ния.

Выявление и изучение мотивов пре­ступного поведения несовершеннолетних важно и для верного выбора методов вос­питательного воздействия на отдельных преступников, правильной квалификации преступлений, для решения более общих задач профилактики подростковой пре­ступности.

Поэтому серьезное внимание следует уделять мотивам пре­ступлений школьников: основной их про­цент связан с тяжелым материальным по­ложением, стремлением удовлетворить неотложные жизненно важные потребно­сти.

Как это ни прискорбно, для все боль­шего числа российских подростков, молодых людей проблемой становится не только их будущее (получение профессии, карьера), а элементарное существование на уровне прожиточного минимума. Дает о себе знать и «эффект относительной материальной нужды», создающийся у не­совершеннолетних преступников. Он воз­никает, с одной стороны, из-за малых воз­можностей семей этой категории подрост­ков удовлетворения потребностей и инте­ресов, присущих детям данного возраста. Так, изучение мотивов, которыми руковод­ствуются подростки при совершении пре­ступлений, показывает, что в основе боль­шинства из них лежит стремление раздо­быть средства для удовлетворения своих возрастных или групповых интересов. С дру­гой стороны, для правонарушителей школьного возраста характерно наличие интересов и потребностей, не присущих их ровесникам с правомерным поведением.

Потребности первых существенно за­вышены и не всегда соответствуют реаль­ным возможностям их удовлетворения (стремление иметь вещи с высокими по­требительскими свойствами под влияни­ем моды, групповых норм и др.). Боль­шинство из них не имеют собственных средств существования. Родители также не всегда могут обеспечить повышенные запросы подростков. Между тем у неко­торой наиболее обеспеченной части школьников есть вещи, которые хотелось бы иметь другим подросткам, и это об­стоятельство в сочетании с неспособнос­тью противостоять соблазнам (волевой фактор) способно в ряде случаев подтолк­нуть подростка к преступлению. При изу­чении мотивов совершения корыстных преступлений у большинства подростков неизменно отмечается стремление к удов­летворению своих материальных потреб­ностей.

Нужно учитывать, что свойственные подросткам повышенная эмоциональ­ность, впечатлительность, лабильность нервной системы накладывают опреде­ленный отпечаток на мотивацию их пре­ступной деятельности.

Каковы особенности возникновения у несовершеннолетних преступного умыс­ла и побуждений (мотивов), реализуемых в общественно опасном деянии? Как отмечает И.П. Башкатов, значи­тельная часть преступлений совершается из озорства, неправильной оценки ситуа­ции, стремления показать «мужские» чер­ты характера, из следования чужому вли­янию, стремления завладеть особо при­влекательной для подростка вещью и т.п. Несовершеннолетние часто демонстриру­ют безрассудную, порой бессмысленную, решимость совершить противоправный акт в силу преднамеренной «рисовки» проявляющейся в стремлении любой це­ной (в том числе и нарушения уголовно­го закона) продемонстрировать товари­щам свою смелость, решительность под стать более сильным сверстникам или старшим. На эти особенности преступных деяний несовершеннолетних обращали внимание многие исследователи. К.Е.Игошев установил, что среди моло­дежи наибольший удельный вес (54,5%) занимают мотивы, которые правонаруши­тели затрудняются точно определить, и подражание другим лицам. По данным Н.И.Ветрова, 36,7% обследованных не­совершеннолетних совершили антиобще­ственные деяния по подражательным и четко не осознанным мотивам.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Разноуровневое обучение
Разноуровневые задания разработаны в соответствии с Положением о десятибалльной системе оценивания учебных достижений учащихся, основанной на 5 уровнях усвоения. Во избежание перегрузки учащихся работу нужно планировать с учетом отдельных заданий одного или нескольких уровней Выполнение таких задан ...

Методика обучения детей монологическому высказыванию
Основной целью обучения говорению является развитие у детей способности осуществлять устное речевое общение в разнообразных социально детерминированных ситуациях. В качестве лингвистического компонента содержания обучения монологической речи ученые называют речевые образцы разного уровня от простог ...

Методические разработки по теме "Каучуки"
Добиться понимания всеми учащимися взаимосвязи строения и свойств каучука. Обучающие цели урока: Раскрыть взаимосвязи строения и свойств вещества на примере различных видов каучука; Актуализировать знания по проблеме взаимодействия “Человек - Природа”. Развивающие цели урока: Способствовать формиро ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru