Мотивы противоправного поведения несовершеннолетних

Перспективы образования » Правовое воспитание детей с противоправным поведением » Мотивы противоправного поведения несовершеннолетних

Страница 2

Особенности мотивов преступных де­яний подростков состоят также в том, что свыше 3/4 умышленных преступлений заранее ими не подготовлялись: умысел совершить преступление возникал вне­запно, под влиянием сложившейся ситу­ации. Вместе с тем агрессивность, озлоб­ленность, ожесточенность, зависть стано­вятся все более приметными чертами под­ростков, проявляющимися и по месту жительства, и в учебной микросреде. Сле­дует иметь в виду особенности корыстных преступлений, совершаемых мальчиками и девочками. Так, если школьники муж­ского пола большинство корыстных пре­ступлений совершают ради приобретения аудио- и видеоаппаратуры, спиртных на­питков и наркотических веществ или средств для их покупки, то корыстные мотивы школьниц, по мнению С.Л.Сибирякова имеют свою специфи­ку — желание иметь предметы модной или понравившейся одежды и обуви (65%), драгоценные украшения (36%), косметику (18%) и т.п. И это не случай­но. Давно установлено, что в основе мно­гих поступков девочек-подростков лежит естественное женское качество — стрем­ление понравиться. Школьницы в гораз­до большей степени, нежели юноши, уде­ляют внимание своей внешности. Они стремятся быть хорошо, модно одетыми, занимать определенное положение в ком­пании. Иногда это внимание к внешнос­ти и нарядам, желание более эффектно показать себя, завоевать внимание юно­шей бывает гипертрофированным. Стрем­ление понравиться, выделиться, внешне превзойти других заслоняет наиболее цен­ные черты характера, сужает сферу инте­ресов и может привести к затуханию цен­ностных задатков личности. Различия в мотивах преступлений девушек и юношей отмечают авторы ряда исследований.

Распространение преступлений коры­стной направленности в среде школьни­ков подтверждает и динамика конкретных видов корыстных преступлений, их зна­чительное увеличение, в том числе и в силу экономических трудностей, сниже­ния жизненного уровня основной массы населения, утраты перспектив сохранения привычных материальных и бытовых ус­ловий или даже выживания.

Между тем целевые исследования кри­минологов показали, например, что при совершении подростками краж корыстные мотивы превалируют лишь в каждом тре­тьем случае. В остальных это мотивы со­лидарности, самоутверждения в сочетании с групповой зависимостью или гипертрофи­рованным возрастным легкомыслием.

Как уже отмечалось выше, среду школьников велика доля преступлений совершенных с корыстной или преиму­щественно корыстной мотивацией (нажи­ва как цель совершаемых преступлений проникла и в среду несовершеннолетни) правонарушителей). Приведем еще пример. Трое несовершеннолетних нанесли тяжкие побои, отобрали у него золотые часы, цепочку, деньги на сумму 4 тыс. рублей. По данным опроса, проведенного Комитетом по делам молодежи при Правительстве РФ, сегодня при мерно 6%, т.е. 2 млн, молодых российских граждан, вчерашних школьников, готовы убить человека, если им хорошо заплатят.

В аспекте изучения мотивации преступлений подростков интерес представ ляют ответы осужденных школьного возраста на вопрос о мотивах, побудивших совершить преступление, за которое он привлечены к уголовной ответственности. Как выяснилось, большинство подростков не испытывают чувства вины, сетуя на неудачные обстоятельства. Многие мотивируют свое поведение малодушием, слабохарактерностью, стремлением «не отстать от других».

Типичным является признание, полу­ченное в ходе допроса группы подростков, совершивших кражи. Первые кражи ими совершались из озорства, а в дальнейшем они стали ориентироваться в своей пре­ступной деятельности на более серьезные объекты с целью заработать «большие» деньги.

В криминологической литературе так­же отмечаются характерные для большин­ства впервые совершенных несовершен­нолетними преступлений импульсив­ность, отсутствие преднамеренности, сла­бый учет последствий, отличающие их от преступлений взрослых.

Отличия обусловлены также возрас­том и социальным положением учащих­ся в системе общественных институтов: круг мотивов преступлений школьников более ограничен, чем у взрослых право­нарушителей; мотивация в ряде случаев носит печать инфантилизма. Многие преступления совершаются на почве ин­тереса, страсти к путешествиям, стрем­ления к самоутверждению в группе, лже­товарищества, псевдоромантизма, пре­стижно-потребительских интересов. У многих подростков искаженное пред­ставление о мужестве.

Так, находясь в зале игральных автома­тов с другими ребятами Н. из хулиганских побуж­дений (от нечего делать, ради «прикола») позвонил по телефону-автомату и передал в специальную службу «02» УВД заведомо ложное сообщение о яко­бы заложенном взрывном устройстве в школе. Мотивом преступления явился интерес, «что же будет?».

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Преимущества и недостатки Болонского процесса
Достоинства Болонского процесса: расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счет того, что все ака ...

Экологическое воспитание дошкольников
Система экологического воспитания дошкольников включает несколько взаимосвязанных блоков, которые охватывают все стороны эколого-педагогического процесса в дошкольном учреждении: содержание экологического воспитания, способы его реализации (методы и технологии), организацию и управление процессом. ...

Структура презентаций. Требования к созданию и оформлению презентаций
Структура презентаций Презентация состоит из слайдов. Лучше всего придерживаться одного правила: один слайд – одна мысль. Убедительными бывают презентации, когда на одном слайде дается тезис и несколько его доказательств. Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представ ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru