Мотивы противоправного поведения несовершеннолетних
Нередки случаи, когда подростки из ложно понятого чувства товарищества берут вину на себя за преступления, совершенные другими. При этом сотрудники правоохранительных органов, не обладая достаточной компетентностью в вопросах педагогики и психологии подростков, не всегда правильно оценивают и квалифицируют содеянное. Чаще всего подростки совершают преступления под влиянием импульса, в силу случайного стечения обстоятельств и других факторов, исключающих «злую волю».
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, по мнению некоторых исследователей, подростки нередко совершают безмотивные преступления. Полагаем, что безмотивных преступлений не бывает. Но несовершеннолетние часто совершают преступления с неосознаваемыми мотивами. В воспитательной колонии особо выделялся В.: взгляд удивленный, будто так и не понял, что с ним произошло и как он здесь очутился. При беседе с ним о родных и близких упомянул только о бабушке, которую очень любил. Еще посещая школу, пристрастился к наркотикам, бросил школу. Потом умерла бабушка. Приняв большую дозу наркотиков, в драке убил человека.
Неосознанные мотивы могут закрепиться в механизме поведения с детства. Унижения, жестокое обращение оставляют отпечаток на эмоциональной структуре личности и при определенных условиях порождают соответствующие формы поведения. Неосознаваемые мотивы проявляются также у несовершеннолетних с различными патологическими, но не исключающими вменяемости особенностями личности. В этих случаях, по мнению С.А.Беличевой, у субъекта возникает сильнейшее стремление совершить поступок, который сам он расценивает как недопустимый[3,100]. Ряд ученых, изучив личности этих преступников, отмечают, что такому будто бы «безмотивному» поступку, который проявляется вовне, предшествует обычно длительное внутреннее созревание антисоциальной направленности личности.
Выделяют мотивы двух уровней. Первый из них назовем предметным, поскольку он выполняет функции непосредственного удовлетворения лежащих на поверхности потребностей: например, убийство из мести, желание завладеть чужим имуществом и тем самым повысить собственное благосостояние. Второй уровень мотивов преступного поведения можно обозначить как смысловой, когда мотивация возникает, развивается и реализуется на бессознательном уровне. Ее содержанием является постоянное утверждение своего «Я», защита своего биологического и социального существования. Учащимся более, чем взрослым преступникам, свойствен второй уровень.
Духовный вакуум, в котором находятся современные подростки, и их правовая безграмотность ведут к немотивированному озорству и жестокости. Данные анкетирования подтверждают, что многие подростки, совершающие такие преступления, как «заведомо ложное сообщение об акте терроризма» (ст. 207 УК РФ), «вандализм» (ст. 214 УК РФ), «неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения» (ст. 166 УК РФ) и т.п., ошибочно полагают, что ответственность за совершенное ими деяние будет возложена на родителей, которые, уплатив штраф, освободят их от несения наказания.
Для подростковой среды характерна и такая формулировка мотива преступления, как «неприязненные личные отношения». В основном именно по этой мотивации возникают драки между учащимися разных школ, хулиганство и, как следствие, наносится вред здоровью.
Новым (в соответствии с духом времени) является мотив «самосохранения и самозащиты». Подростки (по причине слабой социальной защиты) вынуждены сами пресекать совершаемые против них противоправные действия и поэтому нередко становятся субъектами преступных посягательств. Так, на вопрос «Чувствуете ли вы себя защищенными?» 58% учащихся ответили отрицательно. Из тех же, кто чувствует себя защищенными, некоторые просто ведут замкнутый образ жизни, надеются на свою силу, «крутых» друзей и старших братьев.
Исследования во многих регионах страны показали, что некоторые учебные заведения уже стали криминальной зоной. Высокий процент жертв насилия в школах связан с массовым вымогательством денег и других ценностей. Насилие, как правило, сопровождается угрозой применения холодного и огнестрельного оружия, газового пистолета или баллончика, металлических палок, цепей и других предметов (по результатам анкетирования). Среди подростков распространены чувства униженности, беззащитности перед теми, кто оскорбляет их честь и достоинство, ущемляет имущественные и иные интересы. На этом фоне формируются мотивы многих насильственных преступлений среди школьников (об этом свидетельствуют данные анкетирования). Большинство школьников-дагестанцев способны совершить преступление в целях самозащиты и защиты интересов своих близких («Унижать и причинить вред себе и близким людям ни за что не позволю»). Здесь сказываются характерные особенности менталитета народа.
Статьи о педагогике:
Основное понятие «речевого навыка»
Навык есть способность совершать относительно самостоятельное действие в системе сознательной деятельности, которое благодаря наличию полного комплекса качеств стало одним из условий выполнения деятельности. Каждый из навыков как действие состоит из двух операций, находящихся в тесной взаимосвязи к ...
Семья как социокультурная среда воспитания и развития
личности
Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаю ...
Классификация игр природоведческого содержания
Одним из важнейших практических методов природоведческой деятельности детей и её основных форм необходимо рассматривать игру. Игра — это наиболее эмоционально насыщенная деятельность, а положительный эмоциональный фон, как уже отмечалось, имеет для экологического развития дошкольников большое значе ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования