Мотивы противоправного поведения несовершеннолетних

Перспективы образования » Правовое воспитание детей с противоправным поведением » Мотивы противоправного поведения несовершеннолетних

Страница 3

Нередки случаи, когда подростки из ложно понятого чувства товарищества берут вину на себя за преступления, со­вершенные другими. При этом сотрудни­ки правоохранительных органов, не обладая достаточной компетентностью в во­просах педагогики и психологии подро­стков, не всегда правильно оценивают и квалифицируют содеянное. Чаще всего подростки совершают преступления под влиянием импульса, в силу случайного стечения обстоятельств и других факто­ров, исключающих «злую волю».

Учитывая вышеизложенные обстоя­тельства, по мнению некоторых исследо­вателей, подростки нередко совершают безмотивные преступления. Полагаем, что безмотивных преступлений не быва­ет. Но несовершеннолетние часто совер­шают преступления с неосознаваемыми мотивами. В воспита­тельной колонии особо выделялся В.: взгляд удивленный, будто так и не понял, что с ним произошло и как он здесь очу­тился. При беседе с ним о родных и близ­ких упомянул только о бабушке, которую очень любил. Еще посещая школу, при­страстился к наркотикам, бросил школу. Потом умерла бабушка. Приняв боль­шую дозу наркотиков, в драке убил чело­века.

Неосознанные мотивы могут закре­питься в механизме поведения с детства. Унижения, жестокое обращение оставля­ют отпечаток на эмоциональной структу­ре личности и при определенных услови­ях порождают соответствующие формы поведения. Неосознаваемые мотивы про­являются также у несовершеннолетних с различными патологическими, но не ис­ключающими вменяемости особенностя­ми личности. В этих случаях, по мнению С.А.Беличевой, у субъекта возникает сильнейшее стремление совершить посту­пок, который сам он расценивает как не­допустимый[3,100]. Ряд ученых, изучив лич­ности этих преступников, отмечают, что такому будто бы «безмотивному» поступ­ку, который проявляется вовне, предше­ствует обычно длительное внутреннее со­зревание антисоциальной направленнос­ти личности.

Выделяют мотивы двух уровней. Пер­вый из них назовем предметным, по­скольку он выполняет функции непосред­ственного удовлетворения лежащих на поверхности потребностей: например, убийство из мести, желание завладеть чу­жим имуществом и тем самым повысить собственное благосостояние. Второй уро­вень мотивов преступного поведения можно обозначить как смысловой, когда мотивация возникает, развивается и реа­лизуется на бессознательном уровне. Ее содержанием является постоянное ут­верждение своего «Я», защита своего би­ологического и социального существова­ния. Учащимся более, чем взрослым пре­ступникам, свойствен второй уровень.

Духовный вакуум, в котором находят­ся современные подростки, и их право­вая безграмотность ведут к немотивиро­ванному озорству и жестокости. Данные анкетирования подтверждают, что многие подростки, совершающие такие преступ­ления, как «заведомо ложное сообщение об акте терроризма» (ст. 207 УК РФ), «ван­дализм» (ст. 214 УК РФ), «неправомерное завладение автомобилем или иным транс­портным средством без цели хищения» (ст. 166 УК РФ) и т.п., ошибочно полага­ют, что ответственность за совершенное ими деяние будет возложена на родите­лей, которые, уплатив штраф, освободят их от несения наказания.

Для подростковой среды характерна и такая формулировка мотива преступле­ния, как «неприязненные личные отно­шения». В основном именно по этой мо­тивации возникают драки между учащи­мися разных школ, хулиганство и, как следствие, наносится вред здоровью.

Новым (в соответствии с духом време­ни) является мотив «самосохранения и самозащиты». Подростки (по причине слабой социальной защиты) вынуждены сами пресекать совершаемые против них противоправные действия и поэтому не­редко становятся субъектами преступных посягательств. Так, на вопрос «Чувствуе­те ли вы себя защищенными?» 58% уча­щихся ответили отрицательно. Из тех же, кто чувствует себя защищенными, некоторые просто ведут замкнутый образ жиз­ни, надеются на свою силу, «крутых» дру­зей и старших братьев.

Исследования во многих регионах страны показали, что некоторые учебные заведения уже стали криминальной зоной. Высокий процент жертв насилия в шко­лах связан с массовым вымогательством денег и других ценностей. Насилие, как правило, сопровождается угрозой приме­нения холодного и огнестрельного ору­жия, газового пистолета или баллончика, металлических палок, цепей и других предметов (по результатам анкетирова­ния). Среди подростков распространены чувства униженности, беззащитности пе­ред теми, кто оскорбляет их честь и до­стоинство, ущемляет имущественные и иные интересы. На этом фоне формиру­ются мотивы многих насильственных пре­ступлений среди школьников (об этом свидетельствуют данные анкетирования). Большинство школьников-дагестанцев способны совершить преступление в це­лях самозащиты и защиты интересов сво­их близких («Унижать и причинить вред себе и близким людям ни за что не поз­волю»). Здесь сказываются характерные особенности менталитета народа.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Методика воспитания собственно-силовых способностей
При необходимости обеспечить высокую степень развития собственно-силовых способностей спортсмена используют ряд методических подходов. Обобщая, их можно свести к двум методическим направлениям, которые сочетаются в различных соотношениях в зависимости от особенностей спортивной специализации. Перво ...

Метод моделирования
Этот метод состоит в замене исходной задачи другой задачей, моделью исходной. Примером использования такого метода является широко применяемый метод решения текстовых (сюжетных) задач путем составления уравнения или системы уравнений. Приведем пример использования этого метода. Задача 8. В квартире ...

Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста цветоведению в ходе экспериментальной деятельности
Методика ознакомления детей с цветом в младшем дошкольном возрасте в ходе экспериментальной деятельности. Методика занятий по изобразительной деятельности требует творческого отношения детей. Основным принципом НОД является органичное сочетание обучения (в ходе экспериментальной деятельности, сообщ ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru