Мотивы противоправного поведения несовершеннолетних

Перспективы образования » Правовое воспитание детей с противоправным поведением » Мотивы противоправного поведения несовершеннолетних

Страница 3

Нередки случаи, когда подростки из ложно понятого чувства товарищества берут вину на себя за преступления, со­вершенные другими. При этом сотрудни­ки правоохранительных органов, не обладая достаточной компетентностью в во­просах педагогики и психологии подро­стков, не всегда правильно оценивают и квалифицируют содеянное. Чаще всего подростки совершают преступления под влиянием импульса, в силу случайного стечения обстоятельств и других факто­ров, исключающих «злую волю».

Учитывая вышеизложенные обстоя­тельства, по мнению некоторых исследо­вателей, подростки нередко совершают безмотивные преступления. Полагаем, что безмотивных преступлений не быва­ет. Но несовершеннолетние часто совер­шают преступления с неосознаваемыми мотивами. В воспита­тельной колонии особо выделялся В.: взгляд удивленный, будто так и не понял, что с ним произошло и как он здесь очу­тился. При беседе с ним о родных и близ­ких упомянул только о бабушке, которую очень любил. Еще посещая школу, при­страстился к наркотикам, бросил школу. Потом умерла бабушка. Приняв боль­шую дозу наркотиков, в драке убил чело­века.

Неосознанные мотивы могут закре­питься в механизме поведения с детства. Унижения, жестокое обращение оставля­ют отпечаток на эмоциональной структу­ре личности и при определенных услови­ях порождают соответствующие формы поведения. Неосознаваемые мотивы про­являются также у несовершеннолетних с различными патологическими, но не ис­ключающими вменяемости особенностя­ми личности. В этих случаях, по мнению С.А.Беличевой, у субъекта возникает сильнейшее стремление совершить посту­пок, который сам он расценивает как не­допустимый[3,100]. Ряд ученых, изучив лич­ности этих преступников, отмечают, что такому будто бы «безмотивному» поступ­ку, который проявляется вовне, предше­ствует обычно длительное внутреннее со­зревание антисоциальной направленнос­ти личности.

Выделяют мотивы двух уровней. Пер­вый из них назовем предметным, по­скольку он выполняет функции непосред­ственного удовлетворения лежащих на поверхности потребностей: например, убийство из мести, желание завладеть чу­жим имуществом и тем самым повысить собственное благосостояние. Второй уро­вень мотивов преступного поведения можно обозначить как смысловой, когда мотивация возникает, развивается и реа­лизуется на бессознательном уровне. Ее содержанием является постоянное ут­верждение своего «Я», защита своего би­ологического и социального существова­ния. Учащимся более, чем взрослым пре­ступникам, свойствен второй уровень.

Духовный вакуум, в котором находят­ся современные подростки, и их право­вая безграмотность ведут к немотивиро­ванному озорству и жестокости. Данные анкетирования подтверждают, что многие подростки, совершающие такие преступ­ления, как «заведомо ложное сообщение об акте терроризма» (ст. 207 УК РФ), «ван­дализм» (ст. 214 УК РФ), «неправомерное завладение автомобилем или иным транс­портным средством без цели хищения» (ст. 166 УК РФ) и т.п., ошибочно полага­ют, что ответственность за совершенное ими деяние будет возложена на родите­лей, которые, уплатив штраф, освободят их от несения наказания.

Для подростковой среды характерна и такая формулировка мотива преступле­ния, как «неприязненные личные отно­шения». В основном именно по этой мо­тивации возникают драки между учащи­мися разных школ, хулиганство и, как следствие, наносится вред здоровью.

Новым (в соответствии с духом време­ни) является мотив «самосохранения и самозащиты». Подростки (по причине слабой социальной защиты) вынуждены сами пресекать совершаемые против них противоправные действия и поэтому не­редко становятся субъектами преступных посягательств. Так, на вопрос «Чувствуе­те ли вы себя защищенными?» 58% уча­щихся ответили отрицательно. Из тех же, кто чувствует себя защищенными, некоторые просто ведут замкнутый образ жиз­ни, надеются на свою силу, «крутых» дру­зей и старших братьев.

Исследования во многих регионах страны показали, что некоторые учебные заведения уже стали криминальной зоной. Высокий процент жертв насилия в шко­лах связан с массовым вымогательством денег и других ценностей. Насилие, как правило, сопровождается угрозой приме­нения холодного и огнестрельного ору­жия, газового пистолета или баллончика, металлических палок, цепей и других предметов (по результатам анкетирова­ния). Среди подростков распространены чувства униженности, беззащитности пе­ред теми, кто оскорбляет их честь и до­стоинство, ущемляет имущественные и иные интересы. На этом фоне формиру­ются мотивы многих насильственных пре­ступлений среди школьников (об этом свидетельствуют данные анкетирования). Большинство школьников-дагестанцев способны совершить преступление в це­лях самозащиты и защиты интересов сво­их близких («Унижать и причинить вред себе и близким людям ни за что не поз­волю»). Здесь сказываются характерные особенности менталитета народа.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Анализ результатов экспериментальной работы
Дошкольное природоведение ставит своей целью формирование элементарной системы знаний о живой и неживой природе (умение различать "живое", "неживое"), некоторых существенных особенностях растений и животных как живых организмов, влиянии факторов внеш­ней среды на их жизнь, взаим ...

Роль инновационных технологий в обучении истории
В методической литературе на сегодняшний день довольно мало информации о новейших технологиях преподавания. Одной из ведущих мировых тенденций в развитии современного образования является переход к непрерывному, открытому образованию, которое формирует основу информационного общества. Реализация пр ...

Художественные средства модернизации развивающей среды в ДОУ
а) Конструкция и форма:Конструкция и форма помещений строится в нашей стране по типовым и индивидуальным проектам. Типы зданий и детских дошкольных учреждений имеют существенные различия между собой. Эти различия определяются и условиями строительства, и климатом, и особенностями местности. Более э ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru