Исследование и проведение сравнительного анализа ценностных ориентаций учителей г. Красноярска

Перспективы образования » Исследование и проведение сравнительного анализа ценностных ориентаций учителей г. Красноярска

Экономические и социокультурные изменения в российском обществе оказывают влияние на ценностные ориентиры его дальнейшего развития, существенно изменяют требования к системе образования. Которая в свою очередь определяет новые требования к педагогам, не только на уровне их деятельности, но и на уровне их ценностных ориентаций.

Ценности определяют приоритеты в восприятии человеком действительности, задают ориентации его действиям и поступкам во всех сферах жизни и в значительной мере формируют «жизненный стиль» социальной группы или отдельного человека. Авторам представляется важным изучение ценностных ориентаций учителей еще и потому, что они не только обучают предмету, передают знания и умения детям, но и осуществляют процесс воспитания, который Фрумин И.Д. определяет как «формирование определенных личностных качеств школьника, организация присвоения им ценностей, установок и отношений». А так же и потому, что ценностные ориентации учителей могут являться «подводным ландшафтом» в изменении всей системы образования, обеспечивающей или затормаживающей некоторые преобразования в этой сфере.

Исходя из этого, целью дипломной работы является исследование и проведение сравнительного анализа ценностных ориентаций учителей г. Красноярска.

На основании поставленной цели были определены следующие задачи:

· Изучение ценностных ориентаций учителей г. Красноярска в настоящий период, а частности: проведение сравнительного анализа ценностных ориентаций учителей из общеобразовательных учреждений разных типов; и ценностных ориентаций у педагогов разных возрастных групп.

· Изучение и проведение сравнительного анализа динамики ценностных ориентаций учителей г. Красноярска, по материалам ряда исследований 1998 г., проведенных Краевой социологической лабораторией и данными полученными нами в апреле 2004 г.

Таким образом, объектом исследования являются учителя г. Красноярска как отдельная социально-профессиональная группа, предметом исследования – ценностные ориентации учителей г. Красноярска.

Основные гипотезы исследования состоят в следующем:

1. Ценностные ориентации учителей должны существенно различаться в зависимости от типа общеобразовательного учреждения (общеобразовательная школа, гимназия, лицей), в котором они работают.

2. В иерархии ценностных ориентаций молодых учителей ценности, современного, постиндустриального общества должны занимать более высокое положение, чем у учителей старшего поколения.

В дипломной работе использовались методы анализа литературы по исследуемой проблеме и пилотажное анкетное исследование ценностных ориентаций учителей.

Согласно Майерсу Э., авторы работы исходили из понимания ценностных ориентаций как отражения в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. У человека всегда существует определенная система ценностей, которая меняется с возрастом или в зависимости от изменений социальных условий, в которых он пребывает. Данные изменения затрагивают в основном не сам набор ценностей, а их иерархическое соотношение друг с другом в индивидуальном, групповом и общественном сознании.

Авторы данной работы придерживаются типологии ценностей в соответствии с социокультурным подходом, по которому определенному типу общества соответствует своя иерархия ценностей. В соответствии с поставленными задачами, авторами рассматривались иерархии ценностей обществ традиционного, индустриального типа и обществ современного, постиндустриального типа.

Выводы и результаты, полученные в ходе исследования могут быть использованы в практике осмысления проблем, связанных с формированием, развитием ценностных ориентаций педагогов в период социально-экономических преобразований нашего общества. Полученные эмпирические данные так же могут быть полезны руководителями системы образования для более глубокого понимания деятельности общеобразовательных учреждений разного типа.


Статьи о педагогике:

Теоретические позиции проектного обучения
Исходные теоретические позиции проектного обучения: - в центре внимания — ученик, содействие развитию его твор­ческих способностей; - образовательный процесс строится не в логике учебного пред­мета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении; ...

Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия
Малая группа представляет собой небольшое объединение людей от 2-3 до 20-30 человек, занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Примерами малых ...

Методы профессионального самосовершенствования педагога
После проведения диагностики по оценке профессионально-личностные качества учителя, являющиеся примером для учеников начальной школы, нами было выявлено, что у некоторых учителей, участвующих в эксперименте, профессионально-личностные качества развиты недостаточно, поэтому для решения проблем профе ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru