Ценностные ориентации учителей г. Красноярска: исследовательский аспект

Страница 1

Относительно поставленных задач методом исследования был выбран анкетный опрос. Нам представляется необходимым обозначить ряд факторов, влияющих на достоверность данных, при использовании анкетного опроса в изучении ценностных ориентаций людей, которые следует учитывать при интерпретации полученных результатов.

Факторы, влияющие на достоверность результатов.

Человеческий фактор.

Как мы указывали раньше, следует различать ценности осознаваемые, рефлексируемые субъектом и ценности, не осознаваемые, но реально управляющие поведением индивида. Следовательно, нам необходимо учитывать риск искажения полученных результатов – полученная система ценностных ориентаций учителей не будет полностью истинной. Но это естественная погрешность, присущая любым социологическим исследованиям.

Леонтьев Д.А. после проведения психологического анализа, выделяет четыре группы причин, которыми могут объясняться расхождения между декларируемыми ценностными конструктами сознания и реально побуждающими деятельность человека личностными ценностями:

1. Недостаточно устоявшаяся и плохо структурированная система личностных ценностей и/или недостаточно развитая рефлексия не позволяют человеку адекватно определить реальную роль и значимость тех или иных ценностей в его жизни.

2. Адекватно осознаваемые ценности могут неадекватно вербально репрезентироваться: в силу речевых табу и другого рода преград.

3. Значимость тех или иных ценностей может субъективно преувеличиваться или преуменьшаться под действием механизмов стабилизации самооценки и психологической защиты.

4. При адекватном осознании и вербальном выражении ценностей их включение в практическую регуляцию деятельности может не происходить: из-за отсутствия возможностей реализации, наличия конкурирующих или противоречивых ценностей.

Перечень ценностей в анкете основан на разработках Лапина Н.И. и Бубновой С.С., представленных нами выше. Таким образом, в анкете группа ценностей, приоритетных в традиционном, постиндустриальном обществе, была представлена следующими ценностями: «Авторитетность – способность оказывать влияние на других, иметь власть над ними, конкурировать и добиваться успеха, победы», «традиционность – уважение к традициям», «семья, личное счастье, продолжение рода», «нравственность как качество поведения человека в соответствии с морально-этическими нормами». Группа ценностей, первичных в современном, постиндустриальном обществе представлена ценностями: «инициативность,

предприимчивость, активность по отношению к событиям в обществе», «независимость, способность быть индивидуальностью, жить по своим критериям», «жизнь человека как самоценность», «свобода как социально позитивная потребность и способность индивида», «материальное благополучие». Остальные ценности, вторичные как для индустриального, так и для постиндустриального обществ приведены в анкете в Приложении №2.

Данное исследование проводилось по материалам ряда исследований, проведенных Краевой социологической лабораторией Главного управления образования в 1998 году Никитиной О.Н. и Чурсиной Г.И, направленных на изучение «Социально-профессионального портрета учителя Красноярского края. Одной из задач которого было «выявление динамики трансформации ценностных ориентаций учительства как особой социально-профессиональной группы в связи с изменением экономических, социальных и политических условий, в которых она находится».

В исследовании, проведенном в апреле 2004 г. всего исследовалось шесть общеобразовательных учреждений г. Красноярска. В каждом учебном заведении было опрошено более 70% учителей.

Для реализации поставленных задач опрос проводился в шести общеобразовательных учреждениях разного типа г. Красноярска: в двух гимназиях (гимназия №7, гимназия №3), двух лицеях (лицей №8, лицей №7) и в двух школах (школа №79 и №21). Поскольку г. Красноярск имеет свои социо-географические особенности, исследовались по одному типу общеобразовательного учреждения из двух разных районов города: Октябрьский район (левый берег) и Ленинский район (правый берег).

Так же представляется важным определить краткие характеристики исследуемых общеобразовательных учреждений:

Ø гимназия №7 – ведет проектную деятельность по гражданскому образованию, педагоги работают по программе развивающего обучения Эльконина - Давыдова; педагогический коллектив активно участвует в краевых и городских программах развития образования;

Ø гимназия №3 – педагоги работают по программе развивающего обучения Эльконина – Давыдова; школа является Федеральной экспериментальной площадкой, в рамках которой осуществляется проект по музейной педагогике;

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи о педагогике:

Единство общей и специальной подготовки спортсмена
Одно из фундаментальных положений научной школы спорта выражается принципом единства общей и специальной подготовки спортсмена. Этот принцип исходит из диалектического понимания взаимосвязи между спортивной специализацией и общим разносторонним развитием спортсмена. Успех спортивной специализации з ...

Основные задачи и методы педагогического эксперимента
Обучение алгебре, как и любому учебному предмету, может стать средством формирования личности, если учителю удаётся правильно организовать свой труд, грамотно, квалифицированно анализировать индивидуальные особенности учащихся. Планируя индивидуальные задания, составляя проверочные работы разных ур ...

Связь общения и развития речи
Речь развивается и проявляется в общении людей. Интересы развития языка ребенка требуют постепенного расширения его социальных связей. Они влияют как на содержание, так и на структуру речи. В своем социальном развитии ребенок, начиная с первичной социальной ячейки (мать и дитя), членом которой он с ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru