Ценностные ориентации учителей г. Красноярска: исследовательский аспект

Страница 2

Ø лицей №8 – идет работа в рамках эксперимента по профильному обучению: особенно ярко выделяется технический и естественно-математический профили; в школе ведется научно-исследовательская работа учащихся;

Ø лицей №7 – осуществляются программы здоровье сберегающего обучения, углубленно изучаются предметы экологического, биологического профиля; осуществляется программа по демократизации школьного самоуправления;

Ø школа №21 и №79 ничем особо не выделяются.

В рамках проведенного пилотажного исследования всего было опрошено 300 учителей г. Красноярска, что составляет 4,6% от всех работающих педагогов в городе. По данным Главного управления образованием г. Красноярска численность педагогов, работающих в общеобразовательных учреждениях (общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях) без учета специализированных учебных заведений (специальных школ, школ интернатного типа, детских садов) составляет 6500 человек.

Среди опрошенных 96% женщин и 4 % мужчин. В общеобразовательных школах, из числа опрошенных работает 31%, в лицеях – 33%, в гимназиях – 36%.

В опросе приняли участие 29% учителей в возрасте до 30 лет, 24% от 31 до 40 лет, 23% от 41 до 50 лет, 17% от 51 до 60 лет и 6% - свыше 60 лет.

Учителей, имеющих высшее образование, опрошено 89%, имеющих незаконченное высшее – 7%, среднее специальное – 4%.

Анализ проводился по наиболее важным для нас категориям: возраст учителей, тип общеобразовательного учреждения. Категории стаж, образование не анализировались, поскольку:

· «стаж» для нас является менее информативной категорией, чем «возраст», поскольку разными авторами обозначена зависимость ценностей от возраста, по стажу таких разработок нет;

· так же учителя могут кроме собственно педагогической деятельности, занимать и другие должности в общеобразовательном учреждении. Для анализа по двум последним категориям необходимы более глубокие методологические разработки, что не входит в рамки данной работы.

В контексте общих социально – экономических изменений, произошедших в обществе за последнее время, видится необходимым начать проведение анализа с описания динамики ценностных ориентаций учителей г. Красноярска.

Распределение ответов учителей о значимости для них тех или иных ценностей в 1998 и 2004 гг. приведено ниже на рис. 2.1.

Рис. 2.1

Как мы видим, в период с 1998 по 2004 год структура ценностных ориентаций педагогов г. Красноярска существенно не изменилась, несмотря на период социальной и экономической нестабильности.

Наиболее значимыми по-прежнему остаются «здоровье», «семья», «общение». Высокая значимость семьи больше характерна для традиционного, индустриального общества, а общения – современному, постиндустриальному обществу. Но следует учесть, что высокий ранг «семьи», скорее всего, обусловлен тем, что абсолютное большинство респондентов были женщины, для которых семья в принципе имеет большую значимость, чем для мужчин, так как это одна из главных сфер реализации женщин себя как личности. С одной стороны, данный факт может подтверждать своеобразие ценностной структуры учителей, как подданных страны, имеющий отличный от других стран культурно-исторический опыт. С другой стороны, эти ценности можно назвать универсальными человеческими ценностями, которые на сегодня составляют ядро ценностной структуры педагогов.

Но на второе место, наряду с семьей в данное время выходит ценность жизни, ее значимость возросла на 9% (она же в 1998 г. занимала лишь восьмое место). Иерархия ценностей педагогов в 1998 и 2004 гг. приведена в Приложении №3.

Следующие ценности, так же входят в группу приоритетных ценностей педагогов, но занимают более низкий ранг в иерархии ценностей: «материальное благополучие», «ответственность», «нравственность», «свобода», «интересная работа» и «законность».

Большинство этих ценностей являются приоритетными в современном, постиндустриальном обществе. Эта группа ценностей является наиболее изменчивой частью ценностной структуры социальной группы педагогов.

Так, ценность «свободы» возросла на 12%, что наряду с возрастанием ценности жизни человека свидетельствует, отчасти, о повышении значимости этих ценностей на вербальном, осознанном уровне, на который влияет система пропаганды, идеологии. В рамках, которой уже достаточно давно активно провозглашается через средства массовой информации ценность жизни и свобода личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи о педагогике:

"Гайденс"-эксперимент
В 2000 году на базе СШ № 15 г. Ростова, в рамках ситуативной стадии коррекционной работы была начата реализация "гайденс"-эксперимента. Предыстория системы "гайденс" как техники изучения личности школьников восходит к традициям американской школы, где еще в начале XX века в круп ...

Роль физического воспитания при освоении профессии
Нормальная полноценная жизнь достигается хорошим здоровьем. Здоровье - главная ценность жизни человека. Здоровье позволяет человеку сохранить больше бодрости, энергию, подвижность и достичь долголетия. Изучение состояния здоровья организованных коллективов во взаимосвязи с физическим воспитанием яв ...

Три группы воспитательных задач
Естественно-культурные задачи предполагают достижение определенного уровня биологического созревания, физического и сексуального развития, имеющих некоторые регионально-культурные объективные, субъективные и нормативные различия. Возрастной подход разрабатывает оптимальные условия питания, ухода за ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru