Развитие гибкости

Страница 1

Гибкость — это способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Это качество определяется развитием подвижности в суставах, Термином «гибкость» целесообразнее пользоваться в тех случаях, когда речь идет о суммарной подвижности в суставах всего тела. Применительно же к отдельным суставам правильнее говорить «подвижность» (например, подвижность в коленном суставе).

Достигая значительно большей подвижности в суставах, чем это требуется для избранного упражнения, и создавая как бы запас подвижности в суставах, ученик приобретает возможность выполнять движения с большой быстротой и силой.

У человека можно выделить две основные формы проявления подвижности в суставах: 1) подвижность при пассивных движениях и 2) подвижность при активных, движениях. Пассивное движение осуществляется в результате действия посторонних сил. Активное движение выполняется за счет работы мышечных групп, проходящих через данный сустав.

В обычных условиях человек использует лишь сравнительно небольшую часть анатомической (предельной) подвижности и постоянно сохраняет огромный резерв пассивной подвижности. Во время занятий легкой атлетикой, гимнастикой, плаванием, которые предъявляют повышенные требования к подвижности в суставах, используется лишь 80—95% анатомической подвижности. " Специальное воздействие физическими упражнениями на подвижность в суставах должно быть согласовано с естественным ходом возрастного развития организма.

Большой эффект в воспитании гибкости достигается в том случае, когда его начинают целенаправленно осуществлять уже в возрасте 10—14 лет. В 14 лет и позже, если естественные возрастные предпосылки своевременно не были использованы, подвижность в суставах совершенствуется с большим трудом. В возрасте 10—14 лет подвижность в суставах развивается почти в два раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте.

Гибкость определяют по степени наклона туловища вперед, назад, в стороны. Чтобы определить степень наклона туловища вперед, нужно встать на скамейку и до предела наклониться вперед, не сгибая ноги в коленях. Измеряют расстояние (см) от края скамейки до третьего пальца руки. Если пальцы не достают до края скамейки, то величина подвижности обозначается со знаком минус, если опускаются ниже — со знаком плюс. Хорошим показателем гибкости в суставах является величина +10—4-16 см.

Весь процесс воспитания гибкости можно разделить на три этапа: этап «суставной гимнастики»; этап специализированного развития подвижности; этап поддержания подвижности в суставах на достигнутом уровне.

Задачей этапа «суставной гимнастики» является не только повышение общего уровня развития активной и пассивной подвижности в суставах, но и укрепление самих суставов, а также тренировка мышечно-связочного аппарата с целью улучшения эластических свойств и создания прочности мышц и связок. На данном этапе осуществляется как бы «проработка» всех суставов.

Учитывая, что особенно широкими возможностями для развития гибкости обладают дети 10—14 лет, целесообразно занятия «суставной гимнастикой» планировать именно в этот возрастной период.

Этап специализированного развития подвижности в суставах ставит своей задачей развитие максимальной амплитуды в тех движениях, которые способствуют быстрейшему овладению спортивной техникой и на этой основе — улучшению результатов.

Например, для освоения техники плавания важно развивать максимальную подвижность в голеностопном, коленном и плечевом суставах. Однако это не значит, что пловцы не должны выполнять упражнения, способствующие развитию подвижности в других суставах.

Высокого уровня развития пассивной подвижности в суставах дети могут достигнуть за 2—4 месяца специальной тренировки. На развитие активной подвижности требуется значительно больше времени.

Следует особо подчеркнуть необходимость правильного сочетания в занятиях упражнений на растягивание и силу. Важно не только максимально развивать силу и подвижность по отдельности, но и постоянно приводить их в соответствие между собой.

Страницы: 1 2


Статьи о педагогике:

Типы семей
В истории человечества сменилось не мало форм общественного регулирования отношений между полами. Одни из этих форм характерны для отдельных племенных союзов. Другие имели более широкое распространение, но все они соответствовали определенному уровню социально-экономического развитие общества. По м ...

Методы и направления развития творческого потенциала подростков средством фотоискусства
Положительное воздействие фотографии на личность и ее отношение с окружающим миром могут проявляться как при самостоятельных занятиях, так и при создании и обсуждении фотоснимков совместно со специалистом (преподавателем, психологом,) и между других учащихся. Искусство фотографии само по себе много ...

Психология личности
В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов. Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс), половые различия, анатомические особенности, процесс ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru