Развитие гибкости

Страница 1

Гибкость — это способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Это качество определяется развитием подвижности в суставах, Термином «гибкость» целесообразнее пользоваться в тех случаях, когда речь идет о суммарной подвижности в суставах всего тела. Применительно же к отдельным суставам правильнее говорить «подвижность» (например, подвижность в коленном суставе).

Достигая значительно большей подвижности в суставах, чем это требуется для избранного упражнения, и создавая как бы запас подвижности в суставах, ученик приобретает возможность выполнять движения с большой быстротой и силой.

У человека можно выделить две основные формы проявления подвижности в суставах: 1) подвижность при пассивных движениях и 2) подвижность при активных, движениях. Пассивное движение осуществляется в результате действия посторонних сил. Активное движение выполняется за счет работы мышечных групп, проходящих через данный сустав.

В обычных условиях человек использует лишь сравнительно небольшую часть анатомической (предельной) подвижности и постоянно сохраняет огромный резерв пассивной подвижности. Во время занятий легкой атлетикой, гимнастикой, плаванием, которые предъявляют повышенные требования к подвижности в суставах, используется лишь 80—95% анатомической подвижности. " Специальное воздействие физическими упражнениями на подвижность в суставах должно быть согласовано с естественным ходом возрастного развития организма.

Большой эффект в воспитании гибкости достигается в том случае, когда его начинают целенаправленно осуществлять уже в возрасте 10—14 лет. В 14 лет и позже, если естественные возрастные предпосылки своевременно не были использованы, подвижность в суставах совершенствуется с большим трудом. В возрасте 10—14 лет подвижность в суставах развивается почти в два раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте.

Гибкость определяют по степени наклона туловища вперед, назад, в стороны. Чтобы определить степень наклона туловища вперед, нужно встать на скамейку и до предела наклониться вперед, не сгибая ноги в коленях. Измеряют расстояние (см) от края скамейки до третьего пальца руки. Если пальцы не достают до края скамейки, то величина подвижности обозначается со знаком минус, если опускаются ниже — со знаком плюс. Хорошим показателем гибкости в суставах является величина +10—4-16 см.

Весь процесс воспитания гибкости можно разделить на три этапа: этап «суставной гимнастики»; этап специализированного развития подвижности; этап поддержания подвижности в суставах на достигнутом уровне.

Задачей этапа «суставной гимнастики» является не только повышение общего уровня развития активной и пассивной подвижности в суставах, но и укрепление самих суставов, а также тренировка мышечно-связочного аппарата с целью улучшения эластических свойств и создания прочности мышц и связок. На данном этапе осуществляется как бы «проработка» всех суставов.

Учитывая, что особенно широкими возможностями для развития гибкости обладают дети 10—14 лет, целесообразно занятия «суставной гимнастикой» планировать именно в этот возрастной период.

Этап специализированного развития подвижности в суставах ставит своей задачей развитие максимальной амплитуды в тех движениях, которые способствуют быстрейшему овладению спортивной техникой и на этой основе — улучшению результатов.

Например, для освоения техники плавания важно развивать максимальную подвижность в голеностопном, коленном и плечевом суставах. Однако это не значит, что пловцы не должны выполнять упражнения, способствующие развитию подвижности в других суставах.

Высокого уровня развития пассивной подвижности в суставах дети могут достигнуть за 2—4 месяца специальной тренировки. На развитие активной подвижности требуется значительно больше времени.

Следует особо подчеркнуть необходимость правильного сочетания в занятиях упражнений на растягивание и силу. Важно не только максимально развивать силу и подвижность по отдельности, но и постоянно приводить их в соответствие между собой.

Страницы: 1 2


Статьи о педагогике:

Говорение на иностранном языке как вид речевой деятельности
Говорение представляет собой форму устного общения, с помощью которой происходит обмен информацией, осуществляемой средствами языка, устанавливаются контакт и взаимопонимание, оказывается воздействие на собеседника в соответствии с коммуникативным намерением говорящего. Все функции устного общения ...

Роль и функции тестирования в преподавании иностранных языков
Начиная с 70-х годов, в отечественной практике преподавания иностранных языков роль тестирования постоянно растет. Проверка и оценка знаний, умений и навыков является важной частью учебного процесса. От ее правильной постановки зависит во многом успех всего процесса обучения. Овладение методикой пр ...

Основные подходы к исследованию проблемы молодежной субкультуры
Субкультура неразрывно связана и производна от общей культуры. Культура общества выступает здесь как единство в многообразии, подчеркивается ее принципиально плюралистический, вариативный характер. Социологи делают акцент на связь субкультуры с определенной социальной группой людей, например, " ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru