Ценностные ориентации учителей г. Красноярска: исследовательский аспект

Страница 7

А так же, данное распределение ценностей в каждой возрастной группе дает возможность усомнить принятое у руководителей образования представление о том, что молодые педагоги более ориентированы на интенсивную работу, что, придя в школу, они сразу «возьмут быка за рога». Работа как таковая, в силу сложной экономической ситуации, интересует молодых специалистов лишь как источник материального достатка. Но данные предположения требуют целенаправленного изучения.

Гипотеза о влиянии типа общеобразовательного учреждения на ценностные ориентации учителей, в котором они работают, подтвердилась лишь частично. Так, у учителей, работающих в лицеях значимость ценностей, приоритетных для современного, постиндустриального общества, оказались выше, чем у педагогов работающих в гимназиях и общеобразовательных школах. Но в целом выявилась далеко не однозначная картина: не все ценности, приоритетные в постиндустриальном обществе, высоко оцениваются учителями гимназий и лицеев. Так часть таких ценностей («инициативность», «материальное благополучие», «свобода») имеют высокую значимость, а часть нет («независимость»). Наряду с этим, более подробный анализ показывает, что из всех исследуемых общеобразовательных учреждений особо выделяются два, в которых иерархия ценностных ориентаций педагогов наиболее близка иерархии ценностей в постиндустриальном обществе. Видимо, это является результатом сложившейся инновационной деятельности в этих общеобразовательных учреждениях. Что требует более глубоких дальнейших исследований.

Анализ ценностных ориентаций учителей разного возраста показал, что часть ценностей, приоритетных в постиндустриальном обществе, действительно имеют большую значимость у молодого поколения учителей, но в иерархии ценностей они занимают не ведущую роль. В возрасте до 40 лет учителя в основном ориентированы на установление социальных контактов, на поддержание отношений, создание семьи и заботы о ней, что показывает высокий процент значимости ценностей «общение», «семья» и «любовь», «материальное благополучие». Лишь в более старшем возрасте ценности, важные в профессиональной деятельности, становятся значимее.

Кроме того, как показало проведенное исследование, ценностные ориентации учителей в период с 1998 по 2004 гг. существенно не изменились. Изменения затронули лишь ценности «свобода», «жизнь», «законность», которые немного возросли; ценность «интересной работы» для учителей г. Красноярска упала. В целом, ценностные ориентации учителей г. Красноярска носят эклектичный характер, совмещая на первых позициях иерархии ценностей как ценности, приоритетные для традиционного, индустриального общества, так и ценности, приоритетные в постиндустриальном обществе.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 


Статьи о педагогике:

Сущность и характеристика творческого потенциала
«Творческий потенциал - может рассматриваться как нереализованные, но имеющиеся у человека способности (или способности еще не развитые, не связанные со сферой их проявления даже в плане представлений) или как творческая характеристика личности, складывающаяся из интеграла специальных способностей, ...

Эмоции и чувства
Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний процесс и результаты практической деятельности человека. Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость ...

Педагогическая система Генриха Песталоцци – XIX век
Идеи Руссо получили дальнейшее развитие и прак­тическое воплощение в трудах швейцарского педагога Генриха Песталоцци (1746—1827), который утверждал, что цель обучения — в развитии человечности, в гармо­ническом развитии всех сил и способностей человека. Он считал, что воспитание должно быть природо ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru