Ценностные ориентации учителей г. Красноярска: исследовательский аспект

Страница 5

· в 31-40 лет главной ценностью становится «семья», к ней примыкают все еще ценные «общение», «здоровье», «жизнь» и «любовь». А вот «материальное благополучие» оценивается уже только в 88%, вместе с ним на втором плане стоят «свобода», «нравственность», «работа» и новые «отдых» и «эстетические» ценности.

· приоритет ценностей сильно изменяется в возрасте 41-50 лет. Он характеризуется повышенным вниманием к «здоровью», более 90%, кроме «семьи» и «жизни», оцениваются теперь и «ответственность», «нравственность» и «познание нового». Общение как ценность, «материальное благополучие», «свобода», «интересная работа», «законность», «любовь» и «отдых» уходят на второй план ценностной иерархии педагогов в этой группе.

· к 51-60 годам самой значимой ценностью становится «жизнь» (100%), основная группа ценностей такая же, как и в предыдущей возрастной группе, к ней лишь добавляются «законность», «общение» и «материальное благополучие». Вторую группу составляют «интересная работа», «помощь другим», «свобода», «любовь» и «поиск и наслаждение прекрасным и гармоничным».

· у педагогов старше 60 лет ведущими ценностями становятся «материальное благополучие» и «здоровье» (по 100% каждая). Все так же высоко оцениваются «нравственность», «семья», «ответственность», к ним добавляется «помощь другим» и «познание нового». Во второй группе иерархии ценностей в этом возрасте стоят «жизнь», «законность», «общение», «любовь» и «интересная работа».

Данное распределение ценностей соответствует эпигенетической концепции Эриксона Э., согласно которой в каждом возрасте человек «должен решить определенные возрастные и ситуативные задачи» для дальнейшего совершенного развития. Только нам следует заметить, что возрастные границы в данном исследовании немного сдвинуты, в связи со спецификой нашего социума и исследуемой социально-профессиональной группы, мы их будем указывать в скобках. Так в возрасте 21-25 (21-30) лет человек переходит к решению взрослых задач. «Молодые люди вступают в дружеские отношения, в брак, появляются дети. Решается глобальный вопрос о принципиальном выборе между широким полем установления дружеских и семейных связей с перспективой воспитания нового поколения и изоляционизмом, свойственным людям со спутанной идентичностью …» [45, стр. 16] В возрасте 25-60 (30-50) лет «Зрелому человеку необходимо, чтобы в нем нуждались, и зрелость ведома природой того, о чем следует заботиться. Это, прежде всего, забота о становлении следующего поколения» Последняя стадия, старше 60 лет, (старше 55 лет) характеризуется тем, что «пожиная плоды прожитой жизни, человек либо обретает покой и уравновешенность как следствие целостности своей личности, либо оказывается обречен на безысходное отчаяние как итог путаной жизни». Появляются «последние вопросы», человек переоценивает всю прожитую жизнь, приобретая (в идеале) «собственную мудрость».

Педагоги старше 50 лет, затруднились оценить значимость ценности «интересная работа» (7% вообще не ответили на пункт). Возможно, это свидетельствует об «усталости» от своей работы, потере интереса к ней, которая осуществлялась преимущественно в традиционном подходе. Или же возникает противоречие между тем, как привыкли работать педагоги старшего поколения и новыми требованиями, предъявляемыми к их деятельности. Данный вопрос требует более тщательной проработки и исследования.

Динамика изменения ценностных ориентаций в зависимости от возраста педагогов.

Анализ изменений ценностных ориентаций в зависимости от возраста педагогов является очень важным, но следует учитывать, что мы сравниваем разные поколения педагогов, а не одних и тех же учителей в разных возрастах. Это срез ценностных ориентаций учителей разных возрастов. Поэтому на основе этого анализа нельзя делать прогнозы на будущее, поскольку динамика в последующее время будет иной.

Для более старшего поколения ценности, приоритетные в традиционном, индустриальном обществе, имеют большее значение, чем для молодого. Так по мере роста возраста учителей все большее значение приобретают «традиционность», «авторитетность». (см. рис. 2.3.)

Рис. 2.3.

Так же возрастает и значимость «здоровья», «ответственности» (рис. 2.4.), что является закономерным – большинство людей с возрастом становятся более ответственными, а прибавляющиеся болезни заставляют трепетнее относится к своему здоровью.

В то же время ценности «познание», «жизнь» и «законность» (рис. 2.5.) тоже приобретают большее значение в жизни педагогов по мере увеличения их возраста, но после 60 лет они становятся менее значимыми. Это можно объяснить тем, что в сегодняшнее время профессионализм учителя складывается не только из опыта, но и из обладания новыми знаниями, новыми технологиями. Чтобы повысить свой профессионализм, свою квалификацию учителям просто необходимо добывать новую информацию, новые знания в своей профессиональной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи о педагогике:

Система управления института
Организационная и управленческая деятельность Института осуществляется на основе требований, предусмотренных Лицензией на право осуществления образовательной деятельности, определяется законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Уставом Института и стро ...

Педагогическая система Генриха Песталоцци – XIX век
Идеи Руссо получили дальнейшее развитие и прак­тическое воплощение в трудах швейцарского педагога Генриха Песталоцци (1746—1827), который утверждал, что цель обучения — в развитии человечности, в гармо­ническом развитии всех сил и способностей человека. Он считал, что воспитание должно быть природо ...

Эмпирический, научно-теоретический - определяется по степени научной обоснованности
Психолого-педагогический, практический - определяется по характеру научной обоснованности. Длительный, кратковременный - по продолжительности во времени Основные этапы работы по изучению и обобщению передового педагогического опыта Работа по изучению, обобщению и распространению ППО - это не времен ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru