Ценностные ориентации учителей г. Красноярска: исследовательский аспект

Страница 3

«Законность как установленный государством порядок, который обеспечивает безопасность индивида и равноправность отношений с другими» возросла лишь на 7%, а в иерархии ценностных ориентаций учителей все так же остается на девятом месте. Это может говорить о повышении у учителей надежды на силу закона, на справедливость, но, в общем, недоверие к государству, видимо, остается.

Так же немного возросли «ответственность» и «материальное благополучие». Рост значимости материального благополучия вполне объясним в контексте современных экономических реалий и, как мы указывали выше, захватывает все социальные слои и профессиональные группы.

А вот ценность интересной работы упала на 8%. Это вообще единственная ценность, показатель которой снизился за шесть лет. В совокупности с повышением ценности материального благополучия, это может свидетельствовать о заинтересованности учителей в хорошо оплачиваемой работе, чему не удовлетворяет на сегодня их профессиональная деятельность. С другой стороны, изменением самого содержания труда, видимо, по их мнению, не соответствует сегодняшней заработной плате педагога, и соответственно не устраивает педагогов. И как следствие этого педагогический труд перестал удовлетворять учителей как раньше.

Нравственность же «как качество поведения человека в соответствии с морально - этическими нормами» осталась на прежнем уровне.

Другую, более низкую по иерархии группу ценностей у учителей составляют: «независимость» и «инициативность». Они принадлежат к наиболее приоритетным ценностям современного, постиндустриального общества, и характеризуют позицию личности: активную или пассивную, по отношению к жизни. Данные ценности практически не изменились за шесть лет, каждая из них возросла на один пункт: сейчас они занимают 10 и 11 место в иерархи ценностей, в 1998 г. 9 и 10 соответственно. Эти ценности, так же важны и в деятельности педагога. Такая низкая значимость данных ценностей более соответствует традиционному, индустриальному обществу. Поэтому данный факт может характеризовать нынешнее учительство как социальную группу не совсем способную к установлению собственных стандартов жизни, занятию активной позиции. Чему, возможно, способствует и само традиционное устройство сегодняшней школы, в которой нет достаточной базы для развития этих качеств у педагогов. Хотя тенденция к изменению ценностных ориентаций учителей в сторону постиндустриального общества намечается. Этот фактор может быть негативным и в том плане, что именно эти ценности важны при изменениях содержания образования. Следовательно, это может являться тормозящим фактором для намеченных реформ, изменения содержания образования.

Последнюю группу ценностей, фоновую, в иерархии ценностных ориентаций учителей г. Красноярска представляют «традиционность», «вера в Бога» и «авторитетность». Они являются «хвостом» ценностной структуры учителей, которые по Лапину Н.А. «составляют ценности, унаследованные от прошлых пластов культуры». [17, стр. 7] Они существенно не изменились за исследуемый период времени. Только «авторитетность» возросла на 8%, но так и осталась в этой группе ценностей. Это может быть связано с тем, что учителя по-новому стали рассматривать эту ценность – не как только негативное проявление, но и как позитивное, ведь оно включает в себя и «умение конкурировать и добиваться успеха».

Таким образом, мы видим, ценностные ориентации учителей г. Красноярска значительно не изменились за шесть лет и сочетают в себе ценности традиционного, индустриального и современного, постиндустриального обществ. Хотя тенденция к изменению ценностных ориентаций учителей в сторону постиндустриального общества намечается. И в частности, повышение значимости ценностей «свободы», «жизни», «независимость» дает возможность предположить, что данные изменения скорее всего связаны с широким использованием инновационных подходов, новых технологий в ряде общеобразовательных учреждений. Но данное утверждение требует дополнительных исследований.

Иерархия ценностей педагогов из общеобразовательных учреждений разного типа представлена в Приложении №4.

Рис.2.2.

Иерархии в данных типах общеобразовательных учреждениях сильно различаются. Ценность здоровья является приоритетной во всех общеобразовательных учреждениях.

Первостепенные ценности современного, постиндустриального общества «инициативность, предприимчивость», «независимость», «материальное благополучие» более высоко оцениваются учителями лицеев, в особенности лицея №8. Чуть менее значима «инициативность» и «материальное благополучие» у педагогов из общеобразовательных школ, но на много выше, чем у учителей из гимназий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи о педагогике:

Система развивающего обучения Л.В. Занкова
С идеями развивающего обучения связывается возможность изменений в школе. В последние годы значительные изменения происходят в системе начального обучения. Увеличено количество вариативных учебни­ков (с 7 в 1990 г. до 58 в 1999 г.). Практически все учебники оснащены так называемым «шлейфом» (пропис ...

Теоретические основы использования игры в процессе обучения
Слово "игра", "играть" в русском языке чрезвычайно многозначны. Слово "игра" употребляется в значении развлечения, в переносном значении. Е.А. Поправский говорит, что понятие об "игре" вообще имеет некоторую разницу у разных народов. Так у древних греков слов ...

Воспитание скоростных способностей
Для обозначения качеств спортсмена, непосредственно определяющих скоростные характеристики его действий, издавна пользуются обобщающим термином "быстрота". В последние десятилетия он все чаще замещается термином "скоростные способности". Дело в том, что исследования конкретных ф ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru