Специфика ценностей российского общества
Многие ученые отмечают своеобразие исторического и социокультурного развития нашей страны, что связано не только с ее геополитическим положением, но и с культурой и менталитетом всего населения. Поэтому и смена ценностных идеалов у нас так же имеет свои индивидуальные черты.
Как отмечают Лапин Н.И. и Беляева Л.А., «отринутая ныне идеология содержала в качестве своего важнейшего представления идею “морально-политического единства” общества, чем пыталась обеспечить у большинства его членов ценностный консенсус относительно важнейших вопросов общественного бытия, системность мировоззрения как элемент стабильности сознания, устойчивости “социально-психологического самочувствия”. Отказавшись от этой официальной доктрины, общество тем самым открыло для себя существующее и существовавшее всегда разнообразие ценностей». Особым случаем ценностного разнообразия является наличие в современных обществах традиционных ценностей и структур, сложившихся на доиндустриальной стадии их развития, иногда совершенно архаичных по своему содержанию. Как отмечают специалисты, сосуществование (даже в современных обществах) традиционных и модернизированных форм и элементов является нормальным.
Но это разнообразие, как конфликт ценностей, может быть как конструктивным, так и деструктивным для дальнейшего развития общества. По мнению специалистов, в настоящее время в нашем обществе присутствуют все моменты, условия для «доминирования деструктивных свойств ценностного разнообразия». Что значительно повышает «возможность социальных потрясений, кризиса культурных оснований общества». Сюда добавляется еще и тот факт, что «ценностное разнообразие обратилось не только в конфликт ценностей, но в конфликтное столкновение цивилизационных типов. Человек, который до сих пор хотел жить в современном обществе, исповедуя архаичные ценности, сочетая ответственность на уровне своего рабочего места и собственной квартиры с желанием пользоваться новейшей техникой и технологией. Этот человек по-прежнему сомневается в ценности личности и уповает на силу архаичного, почти племенного “Мы”, на силу авторитета». Но имеются и положительные тенденции развития общества, как указывают авторы на основе проведенных исследований, «сейчас мы попадаем в новую ситуацию, ситуацию сдвига в сторону ценностей модернизированных обществ», что должно облегчить переход на новый этап эволюции.
Основываясь на анализе и выводах существующих исследований (Лапин Н.И.; Лапкин В., Пантин В.) можно выделить следующие основные тенденции изменения ценностных ориентаций россиян за последние 10-15 лет:
Ø доминировавшая прежде система ценностей советского общества подверглась значительным и разноплановым изменениям;
Ø отмечается переход от общественных ценностей к индивидуальным;
Ø происходит смещение ценностных ориентаций с духовных на витальные;
Ø наблюдаемые ценностные конфликты «существуют не только между различными профессиональными социально-демографическими группами, но и внутри основных социальных групп российского общества»;
Ø приоритет базовых общечеловеческих ценностей (семья, общение, здоровье) в течение 10 последних лет меняется не значительно, они всегда занимают высшие позиции в рейтинге значимости;
Ø возрастает значимость такой ценности как «материальное благосостояние», она входит в состав наиболее значимых ценностей.
Ø «сейчас ценностное сознание россиян находится … в середине движения к модернистской системе ценностей или уже во второй половине этого пути».
Ценностные ориентации социально-профессиональной группы учителей, как показывают проведенные исследования в разных регионах страны, существенно не отличаются от выше приведенных, и практически не изменились с 1991 по 1996 год. Общие тенденции изменений ценностных ориентаций в этой социально-профессиональной группе заключаются в следующем:
Ø все более явно становиться ориентация на ценность «материальные блага» ;
Ø снижается процент учителей удовлетворенных своей работой.
Ряд авторов отмечает, что в этой социальной группе существуют «трудности, с адаптацией учительства нынешним социально-экономическим условиям, а так же неготовность значительной части учителей к такой адаптации».
Для нас является особенно важным осмысление ценностных ориентаций с социально-педагогической позиции, которую мы представим ниже.
Статьи о педагогике:
Художественные средства модернизации развивающей среды в ДОУ
а) Конструкция и форма:Конструкция и форма помещений строится в нашей стране по типовым и индивидуальным проектам. Типы зданий и детских дошкольных учреждений имеют существенные различия между собой. Эти различия определяются и условиями строительства, и климатом, и особенностями местности. Более э ...
Особенности игровых приемов и их применение в разных возрастных
группах
Обучение рисованию в младшем возрасте начинается с игровых упражнений. Их цель — сделать более эффективным и процесс обучения детей по созданию простейших линейных форм и развитие движений руки. Дети вслед за воспитателем сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, до ...
Анализ практики использования школьного сочинения как средства оценки
личности учителя
Для изучения оценочного аспекта отношения младших школьников к учителю мы изучили практику использования школьного сочинения как средства оценки личности учителя. Как оказалось, учителя редко обращаются к этому приему работы. Так, используется сочинение детей на тему «Моя учительница» и методику ко ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования