Ценностные ориентации педагогов: социально-педагогический аспект

Страница 1

Для лучшего понимания социально-педагогической роли ценностных ориентаций учителей, их месте в образовании ребенка, нам следует рассмотреть понятия «школа» и «воспитание» в более широком социальном понятии.

Школа – это сложный целостный социальный институт, который не сводим к простому объединению входящих в него частей. Несмотря на то, что господствующей точкой зрения остается взгляд на школу как на набор уроков, где и происходят основные события, многие исследования по социологии и социальной психологии образования обнаруживают неявную (скрытую) реальность школы. Под скрытой реальностью, согласно Фрумину И.Д., понимается «множество факторов школьной жизни, которые могут оказывать как прямое образовательное воздействие, так и косвенное, являясь условием для того или иного протекания процесса обучения и явных процессов организации деятельности учителей и учеников в школе». На наш взгляд, одним из таких скрытых факторов являются и ценности педагогов школы.

Взаимодействие учителя и ученика происходит не только на уроке, оно не всегда обусловлено формальными правилами, принятыми в школе. Ученик видит учителя и в неформальной обстановке, с другими учителями, да и на самом уроке учитель часто выступает не только как тот, кто учит, но и просто как человек. Поэтому их ценностные ориентации можно отнести и к неформальной социальной структуре школы, которая существует в любой организации. Фрумин И.Д. так определяет ее - это «совокупность норм, ценностей, отношений, которые не предписаны официальными целями организации».

Учителя не только обучают предмету, передают знания и умения детям, но и «формируют (выращивают, культивируют) определенные личностные качества школьника, организуют присвоение им ценностей, установок, отношений» через процесс воспитания, пронизывающий всю педагогическую деятельность. Воспитание не может быть строго определено в какие-то методики, занятия. Оно проходит зачастую незаметно, параллельно обучению. Любая позиция учителя относительно, какого либо вопроса, его мнение, его оценка является воспитательным фактором, который влияет на формирование системы ценностей, позиций ребенка. И как указывает ряд авторов, по сути, учитель воспитывает собой, своей личностью. Поэтому очень важно знать, что же составляет суть личности педагога.

А так же, как отмечают зарубежные авторы, «учителю приходится постоянно выбирать между целями и средствами при исполнении своих профессиональных обязанностей. На выбор методов обучения и фактического материала влияют ценности и убеждения самого учителя». При этом существуют и косвенные влияния ценностей учителей на образовательный процесс. Так Дилл Д. отмечает, что ценности педагогов, «тесно связаны с атмосферой в школе, которая в значительной степени может повлиять на способности школьников к учебе».

Существующий ряд противоречий, обуславливает усиление интереса исследователей к проблеме изучения ценностных ориентаций учителей в современных условиях функционирования и развития образования.

На образование сегодня ложится задача сформировать человека, с новыми ценностями, который легко сможет адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях. В правотворческой области это нашло отражение в Концепции модернизации образования. В ней указывается, что ведущими ценностями новой культуры, к которой идет модернизация всего общества, должны стать «гражданская ответственность и правовое самосознание, духовность и культура, инициативность, самостоятельность, толерантность, способность к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда». В формировании которых «образование играет важнейшую роль». Но при этом не указывается, что чтобы обеспечить это, т.е. передать ребенку эти ценности, необходимо, чтобы и учителя обладали ими не в декларативной форме, а реально руководствовались этими ценностями в жизни. Поскольку ценностям нельзя научить, ребенок их усваивает сам из имеющегося социального и культурного пространства.

Сегодня это воплощается в демократизации, гуманизации, вариативности, открытости современного образования, введения инновационных технологий и новых видов деятельности. Этот факт отражается не только на правотворческом уровне, где указываются система его модернизации и его новые задачи, но и в реальных изменениях педагогической деятельности (содержание и формы образования) учителей в общеобразовательных учреждениях. Что требует от педагогов новых качеств и умений, стремление и желание приобретения которых зависит от их ценностных ориентаций. Ныне учителя должны обладать личной инициативой, творческим подходом к технологиям обучения и ответственностью.

Страницы: 1 2


Статьи о педагогике:

Общая методика повышения предметной мотивации
Эффективное формирование предметной мотивации школьников было осуществлено в рамках специального организованного обучения математике, удовлетворяющего следующим требованиям: – Цели и содержание обучения соответствуют требованиям программы по математике; – Использованные методы обучения соответствую ...

Система дидактических игр повышающих речевую готовность детей
Опытно-экспериментальная работа по развитию речи дошкольников реализовывалась посредством систематизированной работы с детьми в процессе комплексных занятий в условиях ДОУ с использованием дидактических игр. На этом этапе исследования решались следующие задачи: проверить эффективность специально ра ...

Анализ социально-культурной деятельности Дворца Детского Творчества Фрунзенского района
Дворец детского (юношеского) творчества Фрунзенского района — одно из крупнейших и старейших учреждений дополнительного образования Санкт-Петербурга, создан в 1936 году как Дом художественного воспитания детей. Сегодня здесь занимаются около 6000 учащихся и работают 156 квалифицированных педагогов, ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru