Ценностные ориентации: социокультурный контекст

Страница 1

В начале работы следует обозначить принципиально важную для нас взаимозависимость систем ценностей людей и типа общества, в котором они живут.

Поскольку ценности это психосоциальное явление (более подробно – в гл. 1.3.), то и структура ценностей индивидов, групп во многом зависит от типа общества, в котором они находятся. Но следует оговорить, что в зависимости от типа общества в основном меняется только иерархия ценностей, а не они сами. То есть набор ценностей примерно одинаков в каждом обществе, разница лишь в их иерархии, в том какие ценности оказываются приоритетными в том или ином обществе. В частности нас интересует разделение на традиционное (относительно нашего времени), индустриальное и современное, постиндустриальное общество.

Ряд ученых по разному называют новый тип общества: «постмодернистским» (Крук, С. Лэш), «постэкономическим» обществом (В.Л. Иноземцев), «посткапиталистическим» (А. Гидденс), «постиндустриальным» (Д. Белл), «информационным» (Дж. Несбит), «третьей волной» цивилизации (О. Тоффлер).

Коротко их специфику можно представить следующим образом:

v традиционное, индустриальное общество ориентировано на социальный порядок, стабильность, на сохранение и воспроизводство давно сложившихся целей и норм жизни. Оно характеризуется отношением к человеку как к средству достижения «великих» целей, поставленных государством, партией или руководящей элитой. «Я» человека подчинено общему «МЫ»;

v современное, постиндустриальное общество ориентировано на технологический прогресс, на инновации, на постоянное изменение во всех сферах жизни. Оно ориентировано на отдельного индивида. Как пишет Тоффлер Э., «третья волна» - «приносит с собой новые семенные отношения, изменения в стиле работы, в любви, в жизни, новую экономику, новые политические конфликты и изменения в сознании».

Опираясь на концепцию индустриального общества Арона Р., Анурин В.М. выделил восемь определяющих параметров, с помощью которых можно проводить сравнительный анализ разных типов обществ. Мы упомянем лишь некоторые важные для нас характеристики.

* Характер общественного устройства (тип социальной организации общества в целом):

В индустриальном обществе: национальное государство с четко выраженными границами вокруг экономики, языка и культура.

В постиндустриальном обществе: усиление прозрачности национальных границ и появление наднациональных сообществ.

* Господствующий характер экономических отношений:

В индустриальном обществе: коммерциализация производства и отход экономики пропитания на периферию общественной жизни. Стержневая основа – частная собственность на капитал.

В постиндустриальном обществе: возрастание роли информации и обладания ею, превращение информации в основное средство обмена, рост влияния интеллектуальной собственности.

* Общий характер организационного и технологического уровня (уровень развития производственных сил и способа их организации):

В индустриальном обществе: господство машинного производства. Ведущая социальный институт – завод, фабрика.

В постиндустриальном обществе: развитие высоких и безлюдных технологий, автоматизация и компьютеризация производственных процессов. Ведущий социальный институт – наука, образование.

* Структура занятости (распределение работоспособных членов общества по секторам):

В индустриальном обществе: преобладающее большинство занято в промышленной сфере.

В постиндустриальном обществе: увеличение доли работников, занятых в информационном и сервисном секторах, сокращение доли рабочих промышленного сектора.

* Уровень и масштабы образования:

В индустриальном обществе: наличие массовой системы образования.

В постиндустриальном обществе: осознание проблемы функциональной неграмотности. Перестройка унифицированного массового образования. Развитие системы образовательных услуг, ориентированных на личность.

* Характер развития научных знаний (развитие науки как самостоятельного социального института и связь его с другими институтами общества):

В индустриальном обществе: активное влияние науки на все сферы жизни, особенно на индустриальное производство.

В постиндустриальном обществе: наука – непосредственная производительная сила общества, знания становятся основой экономики. [23, стр. 30]

Так же можно выделить и еще некоторые специфические особенности современного, постиндустриального общества:

Страницы: 1 2


Статьи о педагогике:

Своеобразие познания детьми дошкольного возраста окружающего мира
Нервные процессы у ребенка среднего дошкольного возраста еще далеки от совершенства. Преобладает процесс возбуждения. При нарушении привычных условий жизни, при утомлении это проявляется в бурных эмоциональных реакциях, несоблюдении правил поведения. Бурные эмоции у ребенка, суетливость, обилие дви ...

Теоретические позиции проектного обучения
Исходные теоретические позиции проектного обучения: - в центре внимания — ученик, содействие развитию его твор­ческих способностей; - образовательный процесс строится не в логике учебного пред­мета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении; ...

Содержание и последовательность изложения
Тема «Электролиз растворов и расплавов» логически продолжает изучение закономерностей протекания химических реакций, смещения равновесия обратимых процессов и является одним из существенных вопросов теории растворов. Многие вопросы промышленности, металлургии связаны с явлением гидролиза солей, пос ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru