Ценностные ориентации: социокультурный контекст
Индивидуализация касается всего потребления и производства. Характерно отмирание массового производства, «общество потребителей» перестает интересоваться тиражируемым (массовым) товаром и ищет уникальных, индивидуально-ориентированных, творческих способов удовлетворения потребностей своих членов».
Работа – трансформация «труда» в творчество. «Новый технологический базис производства изменяет само содержание труда, который должен быть: ответственным, профессиональным, компетентным, творческим. В противном случае нарушается технология, падает эффективность, снижается конкурентоспособность, система приходит в упадок».
Происходит отмирание больших объемов массовой и легко производящейся деятельности, присущей предыдущему периоду, исчезновение различий между работой и не работой.
Инновационный характер жизни в целом. Конкурентоспособно только обновляющееся.
Масштабы. Разукрупнение и переструктурирование организаций-гигантов, вместо больших коллективов вводятся маленькие подвижные группы и «команды».
Соответственно, этому разделению мы опишем тип человека и ценности, приемлемые для этих обществ. Так для традиционного, индустриального общества приемлемым является человек, который послушен, пунктуален, готов выполнять механическую работу, не задавая лишних вопросов о ее необходимости. Как отмечает Тоффлер Э., люди общества этого типа «счастливы получать четкие указания по работе и понятные задания, не ища смысла в своей работе». Характерны упорный труд, отсрочка вознаграждения.
Современное, постиндустриальное общество характеризуется тем, что «работа становится все более разнообразной, менее фрагментированной, каждый выполняет более крупное, а не мелкое задание». В соответствии с этим высоко ценимыми людьми становятся те, «которые принимают на себя ответственность, понимают, как их работа связана с работой других, которые могут справляться с более крупными заданиями и быстро адаптируются к изменившимся обстоятельствам и которые чувствуют настроение людей вокруг них». Здесь слепое послушание наказывается, ценятся работники «ищущие смысл, ставящие под сомнение авторитеты, желающие поступать по своему разумению». Тоффлер Э. так описывает разницу между людьми из этих двух разных обществ: она «такая же, как между классическими музыкантами, которые играют каждую ноту, написанную на партитуре, и джазовыми, которые, решив какую мелодию исполнять, подхватывают сигналы друг друга и свободно импровизируют».
Статьи о педагогике:
Влияние занятий с отягощениями на морфофункциональное
состояние старших школьников
Еще в 50-е годы бытовало мнение, что занятия с отягощениями вредят растущему организму. Так, например, Г.П. Сальникова в брошюре «Как укреплять здоровье подростков и старших школьников» писала, что подросткам необходимо ограничивать физические нагрузки, не давать силовые упражнения с тяжестями, т.к ...
Коммуникативное развитие учащихся на начальном этапе
Говоря о коммуникативном развитии учащихся младших классов следует отметить, что младшие школьники недостаточно полно раскрывают связи между явлениями. Хотя младшие школьники практически владеют основами построения теоретических понятий и готовы к теоретическим обобщениям (это является важнейшим пс ...
Метод разбиения задачи на подзадачи
Этот метод состоит в том, что сложную нестандартную задачу разбивают на несколько более простых подзадач, по возможности стандартных или ранее решенных, при последовательном решении которых будет решена и исходная сложная задача. Метод разбиения задачи на подзадачи имеет три разновидности. Разбиени ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования