Ценностные ориентации: социокультурный контекст
Индивидуализация касается всего потребления и производства. Характерно отмирание массового производства, «общество потребителей» перестает интересоваться тиражируемым (массовым) товаром и ищет уникальных, индивидуально-ориентированных, творческих способов удовлетворения потребностей своих членов».
Работа – трансформация «труда» в творчество. «Новый технологический базис производства изменяет само содержание труда, который должен быть: ответственным, профессиональным, компетентным, творческим. В противном случае нарушается технология, падает эффективность, снижается конкурентоспособность, система приходит в упадок».
Происходит отмирание больших объемов массовой и легко производящейся деятельности, присущей предыдущему периоду, исчезновение различий между работой и не работой.
Инновационный характер жизни в целом. Конкурентоспособно только обновляющееся.
Масштабы. Разукрупнение и переструктурирование организаций-гигантов, вместо больших коллективов вводятся маленькие подвижные группы и «команды».
Соответственно, этому разделению мы опишем тип человека и ценности, приемлемые для этих обществ. Так для традиционного, индустриального общества приемлемым является человек, который послушен, пунктуален, готов выполнять механическую работу, не задавая лишних вопросов о ее необходимости. Как отмечает Тоффлер Э., люди общества этого типа «счастливы получать четкие указания по работе и понятные задания, не ища смысла в своей работе». Характерны упорный труд, отсрочка вознаграждения.
Современное, постиндустриальное общество характеризуется тем, что «работа становится все более разнообразной, менее фрагментированной, каждый выполняет более крупное, а не мелкое задание». В соответствии с этим высоко ценимыми людьми становятся те, «которые принимают на себя ответственность, понимают, как их работа связана с работой других, которые могут справляться с более крупными заданиями и быстро адаптируются к изменившимся обстоятельствам и которые чувствуют настроение людей вокруг них». Здесь слепое послушание наказывается, ценятся работники «ищущие смысл, ставящие под сомнение авторитеты, желающие поступать по своему разумению». Тоффлер Э. так описывает разницу между людьми из этих двух разных обществ: она «такая же, как между классическими музыкантами, которые играют каждую ноту, написанную на партитуре, и джазовыми, которые, решив какую мелодию исполнять, подхватывают сигналы друг друга и свободно импровизируют».
Статьи о педагогике:
Воспитательное Общество благородных девиц
Смольный монастырь - любимое детище императрицы Елизаветы I, Смольный институт - императрицы Екатерины II. Организация института была началом планомерного воспитания русской женщины. Главным принципом первого института было воспитание в красоте и радости. По инициативе Ивана Ивановича Бецкого в 176 ...
Теоретические основы использования игры в процессе обучения
Слово "игра", "играть" в русском языке чрезвычайно многозначны. Слово "игра" употребляется в значении развлечения, в переносном значении. Е.А. Поправский говорит, что понятие об "игре" вообще имеет некоторую разницу у разных народов. Так у древних греков слов ...
Методы работы социального педагога с трудными детьми
Ребенок – это еще не зрелый и не возмужалый человек, это личность, находящаяся на особой стадии формирования её важнейших черт и качеств. Личность ещё недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования