Роль учителя в формировании проектной компетентности учащихся

Перспективы образования » Метод проектов на уроках иностранного языка » Роль учителя в формировании проектной компетентности учащихся

Страница 1

Для массовой школы проектная деятельность, которой занимаются пока не все дети, понимается как отдельная от учебно- воспитательного процесса. Учебное проектирование- новация, нововведение, внедрение связано с объективными трудностями. Одна из которых- отсутствие у педагога ясного понимания того, что ему надо знать и уметь для успешного проектирования с учениками.

Ученическое проектирование- самостоятельная активность детей и в организации, и в осуществлении проекта. Учитель из всезнающего оракула превращается в организатора необходимых условий для самостоятельной деятельности учащихся: меняет стиль общения с учениками, способы и методы взаимодействия; появляется педагогическая цель: формирование, развитие и наращивание умений в проектных действиях, операциях и проектной деятельности в целом.

От учителя требуется активность при: втягивании учащихся в рассмотрение темы и проблемы проекта; поддержание взаимодействия детей между собой, со взрослыми экспертами, консультантами; работе с материалом- результатом информационно- поисковой деятельности детей.; при возбуждении рефлексивных действий и запуску самооценивания у учащихся; систематизации выводам по приобретённым знаниям и умениям, по развитию личных качеств и достоинств детей.

Учитель вынужден проектировать свои проектные занятия и учебные проекты для конкретной учебной ситуации. Учитель оказывается в новом положении. Формируя, развивая и наращивая умения учащихся в проектировании, он должен работать, что называется, по ситуации, так как надо учитывать и человеческий фактор, и субъектный характер протекания психолого- педагогических процессов.

Работа по ситуации означает, что учитель не получает готовых учебных проектов, а вынужден проектировать учебную ситуацию каждый раз по- новому с новыми детьми. Опыт и разработки коллег могут только подсказать, на каком содержании по какой проблеме можно осуществлять проектирование. Но никто, кроме учителя, знающего и наблюдаещего ребёнка, не может построить процесс его дальнейшего развития, а значит, и разработать необходимый для настоящей учебной ситуации учебный проект.

Учитель должен быть готов поменять стиль свого поведения, способы и методы взаимодействия и стиль общения с учениками. В учителе должно появиться, созреть новое кредо его педагогической деятельности, новое понимание себя и своих учеников в учебном процессе. При проектировании взаимоотношений «учитель- ученик» могут быть продуктивным, только если они имеют характер сотрудничества, партнёрства, если учитель уважительно относится к проявлениям самостоятельности ученика. В противном случае самостоятельность ученика, его самоуправление действиями невелики. У него возникает ощущение того, что эти действия он выполняет за кого- то, что они чужие. Они не мотивированы его желаниями, а значит и присвоения результата в виде освоенного действия нет, как нет и формирования проектной деятельности.

Что же требуется знать и уметь современному учителю для работы с детьми в учебных проектах? Какими для этого качествами в смысле профессиональной компетентности должен обладать педагог?

Учителю, готовому работать по- новому, необходимо иметь определённый уровень научно- методической подготовки: знать психолого- педагогические особенности использования учебного проектирования, антропологические, когнитивные,

Культурологические, философские, логические, методологические особенности проектной деятельности. И, конечно, учителю необходимо самому владеть проектированием и уметь применять его для решения любых проблем, в том числе и личных, и профессиональных.

В.И.Слободчиков справедливо замечает, что «ожидаемые компетенции не передаются «из рук в руки» не формируются в режиме информирования и просвещения и, более того, их невозможно сосчитать. Они должны быть буквально выращены, практически поставлены» на себе» при непосредственном участии самого педагога».

Однако никто не может заставить учителя анализировать и пересматривать свою давно налаженную и хорошо исполняемую роль прочно занимаемую позицию в образовательном процессе, пока он сам не созреет в своём решении сделать это. Необходимость рефлексировать, оценивая свой профессионализм, пополнять свою профессиональную компетентность возникает лишь в том случае, когда у учителя появляется желание заниматься учебным проектированием, потребность самому измениться и изменить свои взаимоотношения с учениками для полноценного своего участия в учебном проектировании в качестве партнёра, сотрудника, сопроектанта.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Цели и задачи воспитательной деятельности
Целями воспитания являются ожидаемые изменения в человеке, осуществляемые проведением специально организованных воспитательных действий и акций. Но цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда, не являются едиными, а определяются идейными и ценностными ориентирами, провозглашенными тем или ины ...

Написание учебных работ студентами
Курсовая работа является одним из основных видов самостоятельной работы студентов в вузе, направленной на закрепление, углубление и обобщение знаний по учебным дисциплинам профессиональной подготовки, овладение методами научных исследований, формирование навыков решения творческих задач в ходе науч ...

Первый этап развития географии городов России
Начало отечественной географии городов положил труд К.И.Арсеньева “Гидрографическо-статистическое описание городов Российской империи с показанием всех перемен, происшедших в составе и числе оных в течение двух веков от начала P/II столетия и доныне”, опубликованный в 8 выпусках “Журнала Министерст ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru