Роль учителя в формировании проектной компетентности учащихся

Перспективы образования » Метод проектов на уроках иностранного языка » Роль учителя в формировании проектной компетентности учащихся

Страница 2

Учителю было бы полезно ответить на следующие вопросы самоанализа:

1. Владею ли я проектированием? Включается ли у меня проектное мышление при решении жизненных проблем? Получается ли применять проектирование при решении профессиональных проблем?

2. Что нужно мне, педагогу- практику, развить, пересмотреть, добавить в моей профессиональной компетентности педагога для того, что бы:

· Создавать условия для моего взаимодействия с учениками на принципах сотрудничества;

· Каждому ученику давать столько самостоятельности, сколько ему необходимо для продуктивного самопроявления и самовыражения.

· Возлагать на ученика столько ответственности за себя и свои поступки, принятые решения, сколько он может нести;

· Так предлагать помощь, что бы ученик мог ею воспользоваться, не поступившись своей самостоятельностью, своей ответственностью.

· Профессионализм современного педагог перестаёт определяться только совокупностью качеств и частных методик учебно- воспитательной работы, которыми он владеет в пределах своей узкоспециальной компетенции.

Итак, проблема формирования проектной компетентности учащихся решается через формирование новой профессиональной компетенции учителя.

Обратимся ещё к одному важному вопросу- типологии проектов. Рассмотрим общедидактическую типологию проектов. Прежде всего определимся с типологическими признаками:

1. доминирующий в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево- игровой, информационный, практико- ориентированный и т. п.

2. предметно- содержательная область: монопроект ( в рамках одной области знаний) и межпредметный проект.

3. характер координации проекта: с открытой координацией, явной координацией и со скрытой координацией.

4. характер контактов: (среди участников одной школы, одного класса, города, региона, одной страны, разных стран мира) внутренний или региональный, или международный.

5. количество участников проекта (личностные, парные, групповые)

6. продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный).

В соответствии с признаком доминирующего в проекте метода можно обозначить следующие типы проектов: исследовательские, творческие, ролево- игровые, информационные, практико- ориентированные.

Рассмотрим каждый из них.

· Исследовательские проекты.

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснований актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинному научному исследованию или полностью совпадающую с ним аргументация актуальности принятой для исследования темы; определение проблемы исследования, его предмета и объекта; обозначение задач исследования, определение методов исследования , источников информации, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определения путей её решения, обсуждение полученных результатов, выводы; оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего процесса исследования). Всё сказанное выше, разумеется, должно полностью соответствовать уровню языковой подготовки школьников определённого этапа обучения.

· Творческие проекты.

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, ролевой игре и т. д.)это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого- то произведения, статьи, фильма, жизненной ситуации. Это может быть фантастика.

Оформление результатов проекта требует чёткой продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т. д.

· Ролево- игровые проекты.

В таких проектах структура также только намечается и остаётся открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенность решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманные участниками. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности всё-таки является ролево - игровая.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Методика совершенствования специальной выносливости
Эта методика направлена на повышение уровня мощности двух основных путей энергообеспечения в анаэробных условиях — алактатного и лактатного. С этой целью нагрузка дозируется следующим образом (табл. 1). Рациональное использование нагрузки анаэробного характера способствует увеличению в мышцах содер ...

Силовая подготовка – основа физической подготовленности школьников старших классов
Многие авторы отмечают, что школьники 9-11 классов имеют недостаточную скоростную, силовую, скоростно - силовую подготовку (А.В. Лотоненко, 1988; Н.М. Соловьев, 1982; В.В. Волков, 1984; В.Г. Присенко, 1984 и д.р.) что создает определенные трудности при разучивании нового материала на уроках физичес ...

Формирование развивающей среды в студии детской изобразительной деятельности
Изостудия в детском саду создается как система помещений и условий, способствующих самовыражению ребенка в творчестве, то есть в разнообразных видах художественной и проектной деятельности с использованием различных средств, в том числе конструирования, компьютерной графики. В традиционных художест ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru