Педагогическая система В.А. Сухомлинского

Перспективы образования » История развития педагогики » Педагогическая система В.А. Сухомлинского

Василий Александрович Сухомлинский (1918—1970) является крупнейшим педагогом нашего столетия, его пе­дагогические работы переведены на 40 языков народов мира, он рассматривал практически все аспекты теории и практики воспитания, дидактики и школоведения.

Талантливый практик и теоретик, он всю жизнь прора­ботал в сельской школе. Важное место в его деятельнос­ти занимает проблема творческого отношения педагога к своей профессиональной деятельности, имеющей огромное социальное значение. В книге «Разговор с молодым ди­ректором школы» Сухомлинский писал: «Если вы хоти­те, чтобы педагогический труд давал учителю радость, а не превращался в скучную однообразную повседневность, ве­дите каждого учителя на тропку исследователя». Успех работы воспитателя возможен только при организации сочетания мастерства и творчества, при глубоком знании духовной жизни детей, особенностей каждого ребенка.

Основное внимание Сухомлинский уделял воспитанию у подрастающего поколения гражданственности. Он про­должил развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, разработал методику работы с отдельным уче­ником в коллективе. Детский коллектив — сообщество детей, в котором есть идейная, интеллектуальная, эмоцио­нальная и организаторская общность. Путь к богатству духовной жизни коллектива сложен: от индивидуального вклада каждого воспитанника — к общему «богатству» коллектива, а от него к влиянию на индивида и вновь к увеличению частного «вклада» в общий фонд и так до бес­конечности, т. е. устанавливаются двусторонние глубокие связи. Сухомлинский вводит новые понятия — «коллек­тивная духовная жизнь», «интеллектуальный фон класса». Взаимодействие разнообразных интересов и увлечений, об­мен духовными приобретениями, знаниями повышает «ин­теллектуальный фон», повышает общий уровень развития детей, вызывает стремление больше узнать и тем самым помогает в главном — в учении, а ведь учение — главный совместный труд в школьном коллективе. Глубоко и ори­гинально разработаны Сухомлинским вопросы воспита­тельного воздействия традиций, фольклора, природы.

В книге «Сердце отдаю детям» Сухомлинский ярко по­казал, что успех работы воспитателя, направленной на гар­моничное развитие детей, возможен только при глубоком знании духовной жизни и особенностей развития каждого ребенка.


Статьи о педагогике:

Исходные принципы методики обучения литературе в иностранной аудитории
Преподаватель, даже блестяще владеющий всеми аспектами, видами речевой деятельности, еще не учитель, если не умеет обучать, не владеет средством, позволяющим делать это. Таким средством служит для учителя методическая культура, которая является стержнем, на который «нанизывается» психологическая, п ...

Определение эффективности театрализованной игры как средства эстетического воспитания дошкольников
Для определения эффективности театрализованной игры как средства эстетического воспитания дошкольников мы провели контрольный эксперимент. Для этого использовали беседу об эстетических представлениях (А.Д. Кошелевой). Результаты беседы представлены в таблице 4. Проанализировав ответы детей можно от ...

Методика воспитания собственно-силовых способностей
При необходимости обеспечить высокую степень развития собственно-силовых способностей спортсмена используют ряд методических подходов. Обобщая, их можно свести к двум методическим направлениям, которые сочетаются в различных соотношениях в зависимости от особенностей спортивной специализации. Перво ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru