Дидактические принципы организации внеклассной работы по русскому языку

Перспективы образования » Внеклассная работа по русскому языку в начальной школе » Дидактические принципы организации внеклассной работы по русскому языку

Страница 1

Организуя внеклассные занятия школьников по русскому языку, учитель в своей работе должен опираться на общедидактические принципы, которые представляют собой основные, исходные положения, определяющие педагогическую практику при обучении основам наук: принципы научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, наглядности, доступности, прочности, связи теории с практикой, индивидуального подхода к учащимся и многие другие.

В зависимости от особенностей предмета и специфики внеурочной деятельности применение принципов дидактики, безусловно, имеет определенные различия, потому что в силу своей предельной обобщенности дидактические принципы допускают построение весьма различных конкретных методик не только для разных школьных предметов (русского языка, математики, истории и т.д.), но даже для одного того же предмета.

Во внеклассной работе приобретает большую актуальность принцип индивидуального подхода к учащимся, так как здесь несравненно больше, чем на уроке, условий для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеклассная работа, призванная учитывать различные запросы школьника и стремиться к их удовлетворению, требует внимания к дифференциации и индивидуализации обучения.

Интерес к внеклассной работе не возникает стихийно, он развивается при определенных условиях, которые создаются учителем, т. е. её руководителем.

Индивидуальный подход к ученику позволяет определить, какие из этих условий можно использовать в каждом конкретном случае. Необходимо стремиться к тому, чтобы задания (особенно на первом этапе работы) давались бы с учетом подготовленности и общего развития, чтобы сильным не было все просто, а слабым - слишком трудно. И то и другое ведет к потере интереса.

Принцип индивидуального подхода к каждому учащемуся способствует тому, что внеклассная работа становится своеобразной формой воспитывающего обучения.

Руководитель внеклассных мероприятий всегда выступает в роли воспитателя. На обычных уроках даже опытным учителям не всегда удается найти самый короткий путь к сердцу ребенка, к познанию ученика. Во внеурочное время при индивидуальном подходе к каждому эти пути сокращаются. Учитель может узнать не только те языковые вопросы, которые привлекли внимание и которыми ученик интересуется, но и гораздо более: чем он интересуется вообще, каковы его индивидуальные склонности, стремления и вкусы, и, следовательно, более успешно на него влиять.

Именно благодаря индивидуальному подходу к каждому учащемуся внеклассные занятия могут превратиться в могучее средство развития умственных способностей детей.

Наблюдения показывают, что пренебрежение принципом систематичности и последовательности (нередко внеклассные занятия представляют собой разовые мероприятия, проводимые вне связи друг с другом и лишенные перспективности) приводит к тому, что эффективность таких занятий оказывается весьма невысокой, учащиеся, не удовлетворяющие своих интересов, перестают их посещать, а цепочка внеклассных занятий постоянно находится как бы на первом, начальном этапе, не имея закономерного продолжения.

Как и на уроках, материал на внеклассных занятиях должен раскрываться перед учащимися в определенной системе. Важно следить, чтобы между классными и внеклассными занятиями с точки зрения содержания материала была определенная преемственность. Обычно большую пользу приносит учащимся такая организация внеклассной работы, когда классные занятия по характеру изучаемого материала несколько опережают внеклассные. При подобном подходе к делу учителю удается лучше выполнить основные дидактические требования, предписывающие вести учащихся от известного к неизвестному, от простого к сложному, от легкого к трудному.

Страницы: 1 2


Статьи о педагогике:

Проектная технология
В данном случае это, так называемая, локальная или технология отдельного вида деятельности. Перспективной для старшей школы представляется проектная деятельность учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Это достаточно новый вид деятельности для школьников, но сожалению, ...

Техническая реализация технологии дистанционного обучения
Так было описано выше нам необходимо создать интернет ресурс который будет обеспечивать взаимодействие различных задач, а именно: обеспечение доступа к учебным материалам посредством сети Интернет; распространение (пересылка) учебного материала; проверка усвоения пройденного материала (тестирование ...

Характеристики тренинга
Во-первых, сформулированная ведущим цель. Целью тренинга можно считать изменение навыков и умений человека, ведущее к его развитию и более эффективной адаптации. Можно говорить о формировании, развитии, совершенствовании не только поведенческих, но и умственных навыков и умений, говоря широко – нав ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru