Дидактические принципы организации внеклассной работы по русскому языку
Организуя внеклассные занятия школьников по русскому языку, учитель в своей работе должен опираться на общедидактические принципы, которые представляют собой основные, исходные положения, определяющие педагогическую практику при обучении основам наук: принципы научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, наглядности, доступности, прочности, связи теории с практикой, индивидуального подхода к учащимся и многие другие.
В зависимости от особенностей предмета и специфики внеурочной деятельности применение принципов дидактики, безусловно, имеет определенные различия, потому что в силу своей предельной обобщенности дидактические принципы допускают построение весьма различных конкретных методик не только для разных школьных предметов (русского языка, математики, истории и т.д.), но даже для одного того же предмета.
Во внеклассной работе приобретает большую актуальность принцип индивидуального подхода к учащимся, так как здесь несравненно больше, чем на уроке, условий для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеклассная работа, призванная учитывать различные запросы школьника и стремиться к их удовлетворению, требует внимания к дифференциации и индивидуализации обучения.
Интерес к внеклассной работе не возникает стихийно, он развивается при определенных условиях, которые создаются учителем, т. е. её руководителем.
Индивидуальный подход к ученику позволяет определить, какие из этих условий можно использовать в каждом конкретном случае. Необходимо стремиться к тому, чтобы задания (особенно на первом этапе работы) давались бы с учетом подготовленности и общего развития, чтобы сильным не было все просто, а слабым - слишком трудно. И то и другое ведет к потере интереса.
Принцип индивидуального подхода к каждому учащемуся способствует тому, что внеклассная работа становится своеобразной формой воспитывающего обучения.
Руководитель внеклассных мероприятий всегда выступает в роли воспитателя. На обычных уроках даже опытным учителям не всегда удается найти самый короткий путь к сердцу ребенка, к познанию ученика. Во внеурочное время при индивидуальном подходе к каждому эти пути сокращаются. Учитель может узнать не только те языковые вопросы, которые привлекли внимание и которыми ученик интересуется, но и гораздо более: чем он интересуется вообще, каковы его индивидуальные склонности, стремления и вкусы, и, следовательно, более успешно на него влиять.
Именно благодаря индивидуальному подходу к каждому учащемуся внеклассные занятия могут превратиться в могучее средство развития умственных способностей детей.
Наблюдения показывают, что пренебрежение принципом систематичности и последовательности (нередко внеклассные занятия представляют собой разовые мероприятия, проводимые вне связи друг с другом и лишенные перспективности) приводит к тому, что эффективность таких занятий оказывается весьма невысокой, учащиеся, не удовлетворяющие своих интересов, перестают их посещать, а цепочка внеклассных занятий постоянно находится как бы на первом, начальном этапе, не имея закономерного продолжения.
Как и на уроках, материал на внеклассных занятиях должен раскрываться перед учащимися в определенной системе. Важно следить, чтобы между классными и внеклассными занятиями с точки зрения содержания материала была определенная преемственность. Обычно большую пользу приносит учащимся такая организация внеклассной работы, когда классные занятия по характеру изучаемого материала несколько опережают внеклассные. При подобном подходе к делу учителю удается лучше выполнить основные дидактические требования, предписывающие вести учащихся от известного к неизвестному, от простого к сложному, от легкого к трудному.
Статьи о педагогике:
Создание условий для формирования эстетического воспитания
Одной из истинных человеческих потребностей является потребность в красоте как естественное стремление человека к гармонии, целостности, равновесию и порядку. О том, что это именно жизненная потребность человека, говорят результаты исследований антропологов, установивших, что на определенной стадии ...
Мотивы противоправного поведения несовершеннолетних
Изучение и профилактика преступности среди учащихся общеобразовательных школ, а так же правовое воспитание не может успешно осуществляться без исследования мотивов преступного поведения, поскольку как отметила В.А. Березина, «мотив непосредственно связан с личностью и ее особенностями, склонност ...
Использование дидактической игры в обучении старших дошкольников
В педагогическом процессе дошкольного учреждения дидактическая игра выступает прежде всего как самостоятельная деятельность детей, что определяет характер руководства ею. В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования