Методы исследования профессионального самоопределения
Имеющиеся различия в самооценке, прежде всего, касаются ее содержательных компонентов. Одни знают о себе больше, другие меньше; определенные качества личности, способности, значимые на данный момент, подвергаются анализу и оценке, другие, в силу их неактуальности, человеком не оцениваются (хотя и могут быть оценены по ряду параметров). Существуют такие личностные свойства и качества, которые не включаются в сферу осознания и самооценки, человек просто не может оценить себя по ряду параметров.
II. Для выявления не только содержательных, но и оценочных параметров самосознания можно использовать различные модификации методики Дембо—Рубинштейн для самооценки с помощью размещения себя на шкале.
Результаты самооценки служат основанием для беседы и дальнейшего обследования. Необходимо особенно выделить те параметры самооценки, которые вызывают затруднения при их оценивании.
Успех в решении психологических проблем всегда связан с выбором. Выбор происходит на основании того, что человек считает наиболее важным и правильным на основании ценностей, сформированных в его прошлом опыте. Поэтому диагностика ценностных ориентаций человека дает возможность получить представление о его проблемах, сопоставляя ценности между собой и с реальными условиями, в которых эти ценности могут находить, или не находить свое утверждение. Такое сопоставление возможно с помощью методик, позволяющих ранжировать ценности или сравнивать представление о своих ценностях с реальным поведением. Для ранжирования ценностей может быть представлен либо список ценностей (таких, например, как работа, образование, семья, материальное благополучие, здоровье, дружба, хобби, слава, богатство, власть и пр.), либо список высказываний типа: «Я бы хотел, чтобы моя работа .».
- была по заслугам оценена другими;
- была для меня интересной;
- приносила большие доходы;
- была полезной и нужной людям;
- доставляла мне радость и удовольствие и т.д.
Ранжирование ценностей позволяет определить, в чем совпадают личные ценности с общественными, с профессиональными и групповыми ценностями. Анализ конкретных ситуаций, связанных с выбором того или иного решения, позволяет сравнить реальные ценности с идеальными представлениями о своих ценностях. Выявление ценностных ориентации позволяет определить взаимоисключающие ценности, что именно человек игнорирует в ситуации выбора альтернативных ценностей, уточнить свои позиции в связи с возникающими проблемами, переоценить свои ценности. Выявление ценностей позволяет определить сферу, в которой человек готов нести полную ответственность за себя и за свои действия в решении своих проблем. В первую очередь необходимо определить, какие ценности человек считает самыми важными. Это проясняет направление развития целей его деятельности. Затем необходимо проанализировать и рассмотреть возможные варианты последствий и сделать выбор, принять определенное решение.
Очень важным методом для диагностики профессиональных ориентаций оптанта является беседа. Представление человека о себе необходимо увязать с представлениями о выбираемой профессии, поэтому вся беседа строится на выявлении этих представлений и их сопоставлении. Можно попросить консультируемого описать какие, по его мнению, виды работ приходится выполнять, в данной профессии и какие для этого необходимы знания, умения и навыки. Что больше всего ценится в данной профессии, какими качествами обладает человек, добившийся успеха в данной профессии? В беседе необходимо определить, по каким причинам консультируемый выбирает ту или иную профессию, кто одобряет и кто осуждает его выбор, почему, и какие доводы при этом кажутся ему убедительными. Хорошо использовать конкретные примеры. Например, обсудить, кто из близких или знакомых имеет такую профессию, ради чего он ее выбрал и ради чего выбирает ее консультируемый, какое будущее у этого человека, и как консультируемый видит свое будущее и т.п.
Дальнейшие шаги в диагностике психологических проблем профессионального самоопределения личности связаны с умением консультанта выделить те вопросы для обсуждения, которые помогут человеку лучше уяснить себе, что от него требуется, чтобы адаптироваться в современном профессиональном мире.
Работа по повышению уровня самосознания и самооценки позволяет учащимся выйти на осознание уровня мотивации профессионального выбора реально действующих и желаемых мотивов труда, обострить психологические противоречия, которые могут заставить учащихся решать проблему профессиональных поисков или профессионального выбора, а не ждать готовых предложений и указаний.
Статьи о педагогике:
Психологическая характеристика младшего школьного возраста
Возрастные границы периода младшего школьного возраста определены обучением в начальной школе. В настоящее время, в связи с четырехлетним начальным образование, этот период охватывает возраст от (6)7 до (9)10 лет. В младшем школьном возрасте начинается интенсивное интеллектуальное развитие. В детск ...
Научно-исследовательская работа
Результаты научно-исследовательской работы (НИР) являются главным показателем деятельности, базой образовательной технологии любого вуза. Именно НИР отражает квалификацию профессорско-преподавательского состава и качество подготовки специалистов, поскольку интеграция науки с образовательным процесс ...
Структура презентаций. Требования к созданию и оформлению
презентаций
Структура презентаций Презентация состоит из слайдов. Лучше всего придерживаться одного правила: один слайд – одна мысль. Убедительными бывают презентации, когда на одном слайде дается тезис и несколько его доказательств. Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представ ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования