Методы исследования профессионального самоопределения
1. Методы, подчиненные организации и планированию исследования, он назвал организационными. К ним Б.Г. Ананьев отнес сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы. Их действенность определяется конечными результатами исследования в виде концепций, новых средств обучения, управления, диагностики и т.д.
2. Ко второй группе Б.Г. Ананьев отнес эмпирические способы получения научных данных, накопления фактов. В эту группу он включил следующие методы: обсервационные (наблюдение и самонаблюдение); экспериментальные (лабораторный; полевой, или естественный; формирующий, или психолого-педагогический, эксперименты); психодиагностические (тесты, анкеты, интервью и беседы); праксиметрические (изучение продуктов деятельности, хронометрию, профессиографию, оценку работы и т. д.); методы моделирования (математическое, кибернетическое моделирование и т. д.); биографические (анализ фактов, дат, событий жизненного пути человека, документации, свидетельств и т.д.).
3. Третью группу методов, по классификации Б.Г. Ананьева, составляют приемы обработки данных. К ним относятся количественный (математико-статистический) анализ и качественный метод (дифференциация материала по типам, группам, вариантам).
4. В четвертую группу включены интерпретационные методы: генетические и структурные (психография, составление психологических профилей, классификация).
Л.А. Карпенко выделяет следующие группы методов психологии:
1. Субъективные методы, к которым отнесено самонаблюдение (интерпритация и ретроспекция);
2. Объективные методы. К ним отнесены разные виды; эксперименты:
- лабораторный, эксперементально-генетический (метод поперечных срезов, лонгитюдное исследование и формирующий эксперимент);
- экспериментально-патологический метод, или метод синдромного анализа;
- тестирование. В эту же группу включены методы опроса (интервью, опросники-анкеты, личностные опросники, проективные методы и метод отраженной субъектности).
Предложенная группировка методов исследования включает почти все используемые в психологии методы. При их характеристике указываются ученые, которые впервые применили эти методы. Обращается внимание на область применения методов.
Ж. Годфруа в своем учебнике по общей психологии научные методы делит на две большие группы: описательные и экспериментальные. К описательным он относит наблюдение, анкеты, тесты и методы статистической обработки. Группировка экспериментальных методов не приведена.
В атласе по психологии, изданном в Германии, методы группируют по основаниям систематического наблюдения, постановки вопросов и опыта (экспериментирования); соответственно выделяют три следующие группы методов:
1. Обсервационные: измерение, включенное наблюдение, групповое наблюдение и супервизорство;
2. Опросные: беседа, описания, интервью, стандартизованный опрос, демоскопия и коакцион;
3. экспериментальные: тестирование; поисковый или пилоточный, эксперимент; квазиэксперимент; проверочный эксперимент; полевой эксперимент.
А.Б. Орлов, анализируя методы возрастной и педагогической психологии, в качестве основания классификации исследовательских методов предлагает избрать главную задачу, которую ставит перед собой ученый. Эти задачи могут иметь четыре формы, или разновидности: описать, измерить, объяснить и сформировать психическое образование (явление, процесс, механизм и т.п.). В соответствии с исследовательскими задачами А.Б. Орлов предлагает четыре класса методов: не экспериментальные (клинические), диагностические, экспериментальные и формирующие.
Аналогичный подход к группировке методов психологии наблюдается в прикладной психологии труда, промышленной и организационно психологии в Германии. Методы группируются в зависимости от следующих исследовательских задач: описания, объяснения, прогнозирования и контроля.
Этот подход представляется продуктивным для решения проблемы группировки исследовательских методов прикладных отраслей психологии, одной из которых является психология профессий.
Первая – описание профессионального становления личности, психологических особенностей этого сложного, подчас драматического процесса. Для исследования этого процесса оправданно применение лонгитюдного метода, опросных методов (анкетирования, интервью), психобиография, методы критических событий. Эти методы могут быть отнесены к генетическим.
Статьи о педагогике:
Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого потенциала
подростков с помощью занятий по фотоискусству
С целью совершенствования творческого потенциала подростков нами был разработаны занятия по фотоискусству. Фотография является одним из действенных методов, так как позволяет подростку работать с визуальными образами, в которых происходит соединение объективного и субъективного, реального и нереаль ...
Разработка тренинга
Ключевые стадии разработки тренинга включают: 1) разработку идеи тренинга, 2) определение потребностей участников тренинга, 3) разработку программы тренингового занятия (или занятий), 4) подготовку материалов для проведения тренинга, 5) организацию программы тренинга, 6) оценка и анализ результатов ...
Организация дистанционного обучения учащихся
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века. Сегодня на нее сделана огромная ставка. Актуальность темы дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере техн ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования