Методы исследования профессионального самоопределения

Страница 4

1. Методы, подчиненные организации и планированию исследования, он назвал организационными. К ним Б.Г. Ананьев отнес сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы. Их действенность определяется конечными результатами исследования в виде концепций, новых средств обучения, управления, диагностики и т.д.

2. Ко второй группе Б.Г. Ананьев отнес эмпирические способы получения научных данных, накопления фактов. В эту группу он включил следующие методы: обсервационные (наблюдение и самонаблюдение); экспериментальные (лабораторный; полевой, или естественный; формирующий, или психолого-педагогический, эксперименты); психодиагностические (тесты, анкеты, интервью и беседы); праксиметрические (изучение продуктов деятельности, хронометрию, профессиографию, оценку работы и т. д.); методы моделирования (математическое, кибернетическое моделирование и т. д.); биографические (анализ фактов, дат, событий жизненного пути человека, документации, свидетельств и т.д.).

3. Третью группу методов, по классификации Б.Г. Ананьева, составляют приемы обработки данных. К ним относятся количественный (математико-статистический) анализ и качественный метод (дифференциация материала по типам, группам, вариантам).

4. В четвертую группу включены интерпретационные методы: генетические и структурные (психография, составление психологических профилей, классификация).

Л.А. Карпенко выделяет следующие группы методов психологии:

1. Субъективные методы, к которым отнесено самонаблюдение (интерпритация и ретроспекция);

2. Объективные методы. К ним отнесены разные виды; эксперименты:

- лабораторный, эксперементально-генетический (метод поперечных срезов, лонгитюдное исследование и формирующий эксперимент);

- экспериментально-патологический метод, или метод синдромного анализа;

- тестирование. В эту же группу включены методы опроса (интервью, опросники-анкеты, личностные опросники, проективные методы и метод отраженной субъектности).

Предложенная группировка методов исследования включает почти все используемые в психологии методы. При их характеристике указываются ученые, которые впервые применили эти методы. Обращается внимание на область применения методов.

Ж. Годфруа в своем учебнике по общей психологии научные методы делит на две большие группы: описательные и экспериментальные. К описательным он относит наблюдение, анкеты, тесты и методы статистической обработки. Группировка экспериментальных методов не приведена.

В атласе по психологии, изданном в Германии, методы группируют по основаниям систематического наблюдения, постановки вопросов и опыта (экспериментирования); соответственно выделяют три следующие группы методов:

1. Обсервационные: измерение, включенное наблюдение, групповое наблюдение и супервизорство;

2. Опросные: беседа, описания, интервью, стандартизованный опрос, демоскопия и коакцион;

3. экспериментальные: тестирование; поисковый или пилоточный, эксперимент; квазиэксперимент; проверочный эксперимент; полевой эксперимент.

А.Б. Орлов, анализируя методы возрастной и педагогической психологии, в качестве основания классификации исследовательских методов предлагает избрать главную задачу, которую ставит перед собой ученый. Эти задачи могут иметь четыре формы, или разновидности: описать, измерить, объяснить и сформировать психическое образование (явление, процесс, механизм и т.п.). В соответствии с исследовательскими задачами А.Б. Орлов предлагает четыре класса методов: не экспериментальные (клинические), диагностические, экспериментальные и формирующие.

Аналогичный подход к группировке методов психологии наблюдается в прикладной психологии труда, промышленной и организационно психологии в Германии. Методы группируются в зависимости от следующих исследовательских задач: описания, объяснения, прогнозирования и контроля.

Этот подход представляется продуктивным для решения проблемы группировки исследовательских методов прикладных отраслей психологии, одной из которых является психология профессий.

Первая – описание профессионального становления личности, психологических особенностей этого сложного, подчас драматического процесса. Для исследования этого процесса оправданно применение лонгитюдного метода, опросных методов (анкетирования, интервью), психобиография, методы критических событий. Эти методы могут быть отнесены к генетическим.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Статьи о педагогике:

Экологическое воспитание дошкольников
Система экологического воспитания дошкольников включает несколько взаимосвязанных блоков, которые охватывают все стороны эколого-педагогического процесса в дошкольном учреждении: содержание экологического воспитания, способы его реализации (методы и технологии), организацию и управление процессом. ...

Использование презентаций на разных этапах урока
Мультимедийные презентации, применяемые в образовательном процессе, позволяют развить исследовательские способности учеников, повысить познавательный интерес и мотивацию к учению, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся. Ребенок, владея современными компьютерны ...

Использование технологий разноуровневого обучения
Круг дифференциации и индивидуализации в педагогике очень широк. Огромное место занимает здесь разноуровневый подход в обучении. 1 способ. Опережение. Контроль. Учитель на уроке старается дать больше информации, чем определено программой начальной школы или предложено в учебнике. Сильный ребенок ус ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru