Методы исследования профессионального самоопределения

Страница 2

Педагогическая диагностика может выполнять только служебную функцию внутри системы воспитания и обучения. Характерным для педагогики является не, что она ведет процессом познания в определенной области, а то, что она является теоретически фундаментом практической деятельности. Этой же задаче подчиняется и педагогическая диагностика. Педагогическая диагностика должна быть подчинена педагогике, и необходимо вновь еще более четко обозначить её самостоятельность по отношению к психодиагностики.

При диагностике развития конкретной личности подрастающего человека необходимо иметь в виду, что степень выраженности отдельных компонентов может варьироваться в зависимости от обстоятельств жизни, характера деятельности и осознания личностью выполняемых ею социальных ролей. Нельзя не учитывать и тот факт, что в процессе онтогенеза возможны случаи непропорционального развития отдельных систем (групп) и их компонентов. Задержка в развитии отдельных систем или компонентов, их образующих, неизбежно сказывается на функционировании личности в целом. Поэтому при диагностике развития личности следует всегда учитывать все компоненты и их системы, тем более что их развитие не только предпосылка, но и результат формирования личности как структурно-целостного образования.

Методы педагогической психологии, направленные на получение субъективно новых знаний (фактов, оценок, показателей, признаков, значимых для оказания психологической поддержки, консультирования, коррекции, стимулирования и мотивирования профессионального развития), назовем прикладными, прагматическими методы.

Методы исследования педагогической психологии основываются главным образом на двух методологических принципах:

- субъективном, заключающемся в постижении профессионального становления на основе самопознания;

- объективном, предусматривающем изучение тех признаков профессионального становления, которые можно фиксировать различными исследовательскими средствами внешнего, стороннего познания психологических явлений.

Существуют две формы использования методов исследования:

- лонгитюдное, или продольное исследование;

- проведение поперечных срезов.

Лонгитюдное исследование предполагает длительное и регулярное изучение психических образований определенной группы людей или конкретного человека по одним и тем же параметрам.

Для срезового исследования характерно сравнение данных относительно разных групп испытуемых. При помощи поперечных срезов можно охватить большое число испытуемых и провести исследование в сравнительно короткие сроки. При проведении срезовых исследование широко применяют опросные методы, тесты, эксперименты.

Лонгитюд позволяет изучить индивидуальный путь профессионального становления, уловить нюансы, оттенки профессиональной биографии, выявить критические моменты карьеры. Для лонгитюда характерно использование методов самонаблюдения, психобиографии, панельного исследования.

Лонгитюдный метод – многократное систематическое изучение одних и тех же испытуемых (или групп) в процессе их развития. Лонгитюдные исследования проводятся на протяжении нескольких лет с целью установления профессиональных изменений (развития, деформаций) личности.

Лонгитюдный метод оформился в психологии в 20-е гг. нашего столетия и применялся в основном для изучения генезиса психики и научного обоснования психологического прогноза в детской и возрастной психологии. В последующие годы стали использоваться длинные (проводимые в течение 20–30 лет) лонгитюды, в которых на больших группах испытуемых прослеживались изменения определенных показателей (адаптации к условиям работы, выбора профессии и удовлетворенности ею).

Проведение лонгитюдного исследования предполагает одновременное использование других методов: наблюдения, опросов, тестирования, психографии, праксиметрии и др.

Полученные в процессе лонгитюда результаты зависят от возраста, стажа работы, профессиональной принадлежности испытуемого и социально-экономических условий, в которых проводилось исследование. Наличие стольких факторов усложняет получение достоверных результатов. И тем не менее считается, что лонгитюдные исследования обеспечивают высокую предсказательную валидность, надежность результатов, основанную на однородности изучаемой выборки. Лонгитюд позволяет проводить индивидуальный анализ полученных данных и устанавливать на его основе показатели профессиональных изменений во времени. Подробный индивидуальный анализ дает возможность преодолеть недостатки сравнительно-возрастного метода, оперирующего усредненными данными. Обобщение индивидуальных траекторий профессионального развития приводит к монографическому описанию участвующих в лонгитюде испытуемых. Применение лонгитюдов в профпсихологии позволит изучить изменения индивидуальной траектории профессионального становления личности, выявить периоды спада, стабилизации, подъема профессионального развития.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи о педагогике:

Организация внеклассной работы по русскому языку
В Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы сказано: "Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения". Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании ...

Система дополнительного образования
Весь мир нуждается в радикальных изменениях, обновлении и обогащении духовной культуры, развитии новых технологий, формировании особого типа личностей, способных по-новому решать сложнейшие проблемы выживания цивилизации, умеющих изобретать и творить во имя украшения собственной жизни и жизни други ...

Влияние глобализации на образование в современном мире
Влияние глобализации на образование обусловлен следующими факторами: · Перенос на социальную сферу в целом и на образование в частности неолиберальной идеологии, которая характерна для глобальной экономики; · Развитие НТП и информационных технологий, что объективно обуславливают возможность интегра ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru