Методы исследования профессионального самоопределения

Страница 1

Педагогическая диагностика насчитывает столько же лет, сколько вся педагогическая деятельность. Это делалось на протяжении нескольких тысячелетий педагогической деятельности с помощью методов, которые по нашим нынешним понятиям являются донаучными. И только в последние два столетия во всевозрастающей степени стали применятся научно контролируемые методы.

Утверждение Клауера, согласно которому «педагогическая диагностика вышла из психологической диагностики», не соответствует истине. По своим задачам, целям и сфере применения педагогическая диагностика всегда была самостоятельна. Когда начались поиски научно обоснованных методов, педагогическая диагностика заимствовала свои методы и во многом образ мыслей у психологической диагностики. Но ведь и психологическая диагностика несколько десятилетий тому назад взяла на вооружение многие методы и модели медицины и биологии, не приобретая все, же репутации дисциплины, «выросшей» из этих наук.

Педагогическая диагностика сегодня всё ещё является скорее оспариваемой и неопределённой программой, нежели сформировавшейся научной дисциплиной. Поэтому неудивительно, что существуют различные определения педагогической диагностики. Комиссия федеральных земель в своём едином плане развития образования поясняет, что «под педагогической диагностикой понимаются все меры по освещению проблем и процессов в области педагогики, по измерению эффективности учебного процесса и успеваемости, по определению возможностей каждого в плане получения образования, особенно такие меры, которые служат принятию индивидуального решения о выборе желаемой специализации в системе школьного образования, на третьей степени обучения, в системе профессиональной подготовки или на курсах повышения квалификации».

То, что здесь поставлена во главу угла, - оказание помощи в выборе специальности, у других исследователь отодвигается на второй план «Диагностика: при выборе пути образования в школе имеет цель получения информации служащей оптимизации педагогической деятельности. В соответствии с этим различают педагогическую диагностику в узком смысле, предмет которой составляет планирование и контроль учебного процесса и процесса познания, и педагогическую диагностику в широком смысле, охватывающую диагностические задачи в рамках консультирования по вопросам образования.

Клауер утверждает: «Классификация педагогико-диагностических задач не может быть сделана раз и навсегда. По этой причине она не должна входить в определение педагогической диагностики. Таким образом, остается только один относительно формальный подход к определению педагогической педагогики: педагогическая диагностика является совокупностью познавательных усилий, служащих принятию актуальных педагогических решений».

При такой общей формулировке Клауер вынужден был провести разграничение между педагогической диагностикой и научным исследованием, прибегнув к дополнительным объяснениям. Он делает это, считая, что «познавательные усилия педагогической диагностики направлены не на открытия всеобщих взаимосвязей, а на более детальную категоризацию или классификацию отдельного случая», что всегда не обходимо для принятия конкретного педагогического решения.

Проведенное разграничение между педагогической диагностикой и научным исследованием представляется важным и с ним можно согласиться.

Педагогическая диагностика призвана:

- в–первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения,

- во – вторых, в интересах общества обеспечить правильное определение результатов обучения,

- в-третьих, руководствуясь выработанными критериями, свести к минимуму ошибки при переводе учащихся из одной учебной группы в другую, при направлении их на различные курсы и в выборе специализации обучения.

Для достижения этих целей в ходе педагогических процедур, с одной стороны, устанавливаются предпосылки к обучению имеющиеся у отдельных индивидуумов и у представителей учебной группы в целом, а с другой, определяются условия, необходимые для организации для планомерного процесса обучения и познания. С помощью педагогической диагностики анализируется учебный процесс, и определяются результаты обучения. При этом под диагностической деятельностью понимается процесс в ходе, которого (с использованием диагностического инструментария или без него), соблюдая необходимые научные критерии качества, учитель наблюдает за учащимися и проводит анкетирование, обрабатывает данные наблюдения и опросов и сообщает о полученных результатах с целью описать поведение, объяснить его мотивы или предсказать его поведение в будущем.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи о педагогике:

Занятия природоведческого содержания как основная форма организации детей при ознакомлении с природой
Систематическое обучение на занятиях - важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста. На протяжении ряда десятилетий ХХ в. все ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания вслед за А.П.Усовой уделяли большое внимание занятиям как ведущей форме фронтального обучения ...

Понятие, виды, и мотивы противоправного поведения школьников
Как сказано в юридической энциклопедии, право — это совокупность установленных или сан­кционированных государством общеобязательных пра­вил поведения (норм), соблюдение которых обеспечива­ется мерами государственного воздействия. А в учебнике Конституционного права говорится, что современном общест ...

Метод учебных проектов – образовательная технология XXI века
Одним из проблемных методов изучения иностранного языка является метод проектов. В своей статье, давшей название этой главе, Зачёсова Е.В., участница семинара ДООБ-2005, пишет: «В современной школьной системе все многообразие мира расчленено на составные части-кирпичики, пронумеровано, разложено по ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru