Способности ребенка к усвоению иностранного языка

Страница 1

Переход нашей системы образования на гуманистическую парадигму выдвигает на первый план проблемы развития способностей. Психологи отмечают, что как для родителей, так и для педагогов важно знать и учитывать в обучении способности детей, иначе нельзя начинать серьезный разговор об их воспитании .

В настоящее время понятие "способности" является одним из наиболее используемых, но только на первый взгляд оно кажется простым. С одной стороны, к способностям стала относиться вся сфера возможностей ребенка, проявлений его индивидуальности, творческого потенциала. С другой стороны, понятие способностей стало перекрываться другими психологическими понятиями, такими как уровень интеллектуального развития, уровень развития мышления, индивидуальные способности умственного развития.

В основе способностей в большинстве случаев находятся некоторые врожденные особенности – задатки. Понятие "врожденный" очень часто в практическом анализе связывается со способностями, однако следует говорить не врожденности не самих способностей, а лежащих в их основе задатков. Задатки могут существовать долгое время без какого – либо развития. То, насколько проявится и оформится задаток, зависит от условий индивидуального развития. Д.Н. Узнадзе называет задатки функциями. Каждая функция имеет крайне ограниченное время для своего развития. Задача той или иной функции заключается в том, чтобы помочь человеческому существу:

o устанавливать коммуникативную связь со средой;

o обеспечивать себе жизнеспособность в данной среде;

o познавать окружающий мир.

Если ребенок оказался в такой среде, где необходима та или иная функция, она будет развиваться по мере этой необходимости, т.е. по мере того, насколько эта среда поощряет ее тем, что ставит перед ней все более сложные задачи.

Психологи Д.Н. Узнадзе, Л.С. Выготский, Ш.А. Амонашвили выделяют два фактора, которые предопределяют развитие функции:

1) Предельную границу, которую ставит сама природа;

2) Ограниченность во времени.

Развивать ту или иную функцию (каждая имеет свою специфику) можно в отпущенное для нее календарное время.

Особый интерес в исследуемом контексте представляет речевая функция и описание ее особенностей.

1. Речевая функция имеет тенденцию к свободному движению. Именно до 9-11 лет особенностью общения детей остается новообразование – речь, речевой механизм. Затем речевая функция с ее генетической предопределенностью теряет свою значимость. Поэтому необходимо воспользоваться могуществом прирожденной речевой функции и не отказываться от обучения ребенка второму языку в раннем детстве.

2. Особенность речевой функции заключается в том, что ребенок имеет возможность на ее базе и при наличии разноязычных языковых средств овладеть несколькими языками, не смешивая их друг с другом.

Как видим, возраст от рождения до 9-11 лет можно считать наиболее благоприятным для усвоения языков. Вместе с тем практика показывает, что в школе и вузе преподаватели иностранного языка сталкиваются с трудностями – обучаемые не слышат звуки и интонацию, не могут повторить короткие предложения, при разыгрывании ситуации появляется "психологический барьер". Возникают эти трудности из-за того, что учащиеся не обладают элементарными способностями, необходимыми для успешного усвоения иностранного языка. Это происходит не потому, что у них нет способностей, а потому, что они не развиты.

Страницы: 1 2 3


Статьи о педагогике:

Процесс развития социальной активности студента в воспитательной системе вуза
Опыт активного обучения во всех звеньях системы профессионального образования показывает, что с помощью его форм, методов и средств можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, труднодостижимых в традиционном обучений: - формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и ин ...

Анализ программ и учебников по русскому языку с точки зрения проведения внеклассной работы
Анализ программ и учебных пособий по русскому языку показал, что внеклассным занятиям по данному предмету не уделяется должного внимания. Основной формой организации работы в усвоении программного материала остаётся урок. Но, планируя учебно-воспитательный процесс, учителю не стоит сосредотачивать ...

Связь общения и развития речи
Речь развивается и проявляется в общении людей. Интересы развития языка ребенка требуют постепенного расширения его социальных связей. Они влияют как на содержание, так и на структуру речи. В своем социальном развитии ребенок, начиная с первичной социальной ячейки (мать и дитя), членом которой он с ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru