Способности ребенка к усвоению иностранного языка
Переход нашей системы образования на гуманистическую парадигму выдвигает на первый план проблемы развития способностей. Психологи отмечают, что как для родителей, так и для педагогов важно знать и учитывать в обучении способности детей, иначе нельзя начинать серьезный разговор об их воспитании .
В настоящее время понятие "способности" является одним из наиболее используемых, но только на первый взгляд оно кажется простым. С одной стороны, к способностям стала относиться вся сфера возможностей ребенка, проявлений его индивидуальности, творческого потенциала. С другой стороны, понятие способностей стало перекрываться другими психологическими понятиями, такими как уровень интеллектуального развития, уровень развития мышления, индивидуальные способности умственного развития.
В основе способностей в большинстве случаев находятся некоторые врожденные особенности – задатки. Понятие "врожденный" очень часто в практическом анализе связывается со способностями, однако следует говорить не врожденности не самих способностей, а лежащих в их основе задатков. Задатки могут существовать долгое время без какого – либо развития. То, насколько проявится и оформится задаток, зависит от условий индивидуального развития. Д.Н. Узнадзе называет задатки функциями. Каждая функция имеет крайне ограниченное время для своего развития. Задача той или иной функции заключается в том, чтобы помочь человеческому существу:
o устанавливать коммуникативную связь со средой;
o обеспечивать себе жизнеспособность в данной среде;
o познавать окружающий мир.
Если ребенок оказался в такой среде, где необходима та или иная функция, она будет развиваться по мере этой необходимости, т.е. по мере того, насколько эта среда поощряет ее тем, что ставит перед ней все более сложные задачи.
Психологи Д.Н. Узнадзе, Л.С. Выготский, Ш.А. Амонашвили выделяют два фактора, которые предопределяют развитие функции:
1) Предельную границу, которую ставит сама природа;
2) Ограниченность во времени.
Развивать ту или иную функцию (каждая имеет свою специфику) можно в отпущенное для нее календарное время.
Особый интерес в исследуемом контексте представляет речевая функция и описание ее особенностей.
1. Речевая функция имеет тенденцию к свободному движению. Именно до 9-11 лет особенностью общения детей остается новообразование – речь, речевой механизм. Затем речевая функция с ее генетической предопределенностью теряет свою значимость. Поэтому необходимо воспользоваться могуществом прирожденной речевой функции и не отказываться от обучения ребенка второму языку в раннем детстве.
2. Особенность речевой функции заключается в том, что ребенок имеет возможность на ее базе и при наличии разноязычных языковых средств овладеть несколькими языками, не смешивая их друг с другом.
Как видим, возраст от рождения до 9-11 лет можно считать наиболее благоприятным для усвоения языков. Вместе с тем практика показывает, что в школе и вузе преподаватели иностранного языка сталкиваются с трудностями – обучаемые не слышат звуки и интонацию, не могут повторить короткие предложения, при разыгрывании ситуации появляется "психологический барьер". Возникают эти трудности из-за того, что учащиеся не обладают элементарными способностями, необходимыми для успешного усвоения иностранного языка. Это происходит не потому, что у них нет способностей, а потому, что они не развиты.
Статьи о педагогике:
Модульные технологии обучения истории
Преподавание в школе требует обновления, методики в большей мере, чем в основной. Старшей школе предъявляются новые требования к организации учебной деятельности школьников, предпринимаются попытки ее технологизации, то есть разрабатывается комплекс оптимальных дидактических условий взаимодействия ...
Воспитание настоящего гражданина
Макаренко чрезвычайно строго относился к оценке состоянии коммуны, к оценке своей работы. Много он требовал и от воспитанников. Эта требовательность в высокой степени способствовала дисциплинированности учреждения. Сочетание требовательности к людям с искренним доверием к человеку создавало атмосфе ...
Значение ознакомления с массой предметов для сенсорного, умственного и математического
развития детей дошкольного возраста
Формирование понятия «масса» опирается на развитие «барического чувства» (греч. baros - тяжесть, barys - тяжелый). «Барическое чувство» возникает в результате давления предмета на поверхность тела человека. Не случайно, определяя тяжесть предмета, человек как бы «взвешивает» его на ладонях своих ру ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования

