Учебное проектирование в практике современного образования
Учебное проектирование всё смелее входит в практику современного образования. Уже многие учебные учреждения готовы показать результаты работы детей, выполнивших те или иные проекты. К демонстрации этих достижений стимулирует система смотров, конкурсов, конференций, которая организована учреждениями системы образования. Однако проектная деятельность учащихся всё- таки понимается только как отдельная от учебно- воспитательного процесса, который ведётся как правило по старинке, традиционными методами, решая задачи по освоению учащимися особой совокупности знаний, умений и навыков. Отсюда и отношение к детскому проектированию как явлению выдающемуся, экзотическому, отнюдь не массовому.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» подчёркивается, что в образовательной школе модернизация «предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему знаний, умений, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».
Происходит перевод системы образования из системы, осуществляющий процесс «прохождения программ» и усвоения совокупности предметных знаний, в систему, работающую на результат, на формирование определённых качеств личности обучающихся, задаваемых на данном этапе развития общества. Система, имеющая одно основание-«знаньевое», приобретает второе- «компетентное».
Использование деятельностных форм организации учебного процесса и учебного проекта, как формы организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, метода учебных проектов- наиболее адекватно для решения поставленных задач.
Для того, что бы учитель мог организовать учение/ обучение детей на деятельностной основе, одновременно решая задачи знаньевой и компетентностной парадигмы, ему необходимо принять ( осознать) факт необходимости перехода системы образования, а ещё и понимать, что в рамках традиционных репродуктивных способов организации учебного процесса ему не удастся решить обе эти задачи.
Формирование у обучающихся базовых компетенций, в том числе и проектной( иногда называемой компетенцией решения проблем), ставит нас перед проблемой формирования у учащихся проектной деятельности. Эта проблема должна решаться в общем комплексе мер по модернизации образования, и, в частности, в проектном обучении.
Учителю, готовому работать по- новому, желающему стать учителем проектного обучения. Необходимо иметь определённый уровень научно- методической подготовки, владеть технологией проектирования, методикой исследования и технологией осуществления проектного обучения. Кроме того, освоение учителем технологии обучения проектированию школьников, методов формирования проектной компетентности учащихся связано с переводом учителей на позиции компетентностной парадигмы, выходом из « предметной зашоренности», в надпредметное методологическое осмысление своей педагогической практики, по сути, формирование новой профессиональной компетентности учителя.
Статьи о педагогике:
Групповая и индивидуальная форма работы
Групповая работа – одна из форм активизации учащихся. По определению Х.И.Лийметса под групповой работой понимают такое построение работы, при которой класс делится на группы по 3-8 человек (чаще по четыре человека) с целью выполнения той или иной учебной задачи.Групповая работа так же представляет ...
Мотивация и природа математических знаний
Применить успешно метод мотивации в учебном процессе невозможно без знания природы математических понятий и теорий. Ответить на вопрос «Что такое математика?» так же трудно, как, согласно словам Кузьмы Пруткова, постараться «объять необъятное». Термин «математика» происходит от греческого слова «µб ...
Критерии оценки уровня развития творческого
потенциала подростков
Для того чтобы процесс развития творческого потенциала подростков осуществлялся успешно, необходимы знания об уровнях его развития у учащихся, поскольку выбор видов творчества должен зависеть от уровня, на котором находится учащийся. С этой целью используется диагностика, осуществляемая с помощью и ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования