Методы исследования профессионального самоопределения
Вторая задача – психологическая характеристика профессий. Исследование психологического содержания профессии возможно путем изучения продуктов деятельности, трудового метода, анализ документов, наблюдаемого опроса, профессиографии. Эта группа методов относится к праксиметрическим.
Третья задача – измерение профессионально значимых показателей, признаков деятельности и личности. Решению этой исследовательской задачи служат тесты специальных способностей, тесты достижений и обучаемости. Широко применяются также разного рода опросники профессиональных интересов, ценностных ориентаций и профессиональных установок. Эта группа методов относится к классу психометрических.
Четвертая исследовательская задача – объяснение особенностей, закономерностей и механизмов профессионального становления. Основными методами решения этой задачи являются экспериментальные: лабораторный, моделирующий и естественный (полевой) эксперименты.
Пятая группа методов направлена на количественную обработку исследовательских данных. К ним относятся методы математической обработки: дисперсионный, корреляционный, факторный анализ и т.д.
Таблица 1. Методы исследования
|
Задача исследования |
Группа методов исследования |
Конкретные методы исследования |
|
Описание профессионального становления личности |
Генетические методы |
Лонгитюдный метод, биографический метод, каузометрия, психобио графия, метод анамнеза |
|
Характеристика профессий |
Праксиметрические методы |
Анализ заданий, изучение документации, трудовой метод, наблюдаемый опрос |
|
Измерение профессионально значимых признаков |
Психометрические методы |
Тесты специальных способностей, тесты достижений, опросники интересов, диагностика обучаемости |
|
Объеснение профессионального становления личности |
Экспериментальные методы |
Естественный, лабораторный, моделирующий формирующий эксперименты |
|
Обработка методов исследования |
Методы математической обработки |
Дисперсионный, корреляционный, факторный анализ |
Генетические методы направлены на исследование измерений профессионального развития личности в течение длительного времени. В профпсихологии оправданно использование лонгитюдного метода, метода психобиографии, монографического описания профессионального становления конкретного индивида.
Использование в профессиональном консультировании методик, направленных на выявление самосознания и самооценки человека, дает диагностический эффект.
I. В практике профессионального консультирования применяется, например, методика И. Кона описания себя: «Кто я есть» и «Я через 5 лет». (Инструкция: «Напишите сочинение на тему «Кто я есть» и на тему «Я через 5 лет»). Эта методика позволяет, прежде всего, выявить содержательные компоненты самосознания, наиболее актуальные его параметры. Самоописание позволяет определить:
1. Социально-ролевую самоидентичность (к какой общности человек себя относит в настоящий момент, к какой он хотел бы себя отнести, с кем он себя идентифицирует);
2. Ориентацию человека на свои специфические признаки и качества, которые отличают его от других и по которым он сравнивает себя с другими;
3. Способность делать прогнозы в отношении себя, место профессии в общем жизненном контексте человека.
У молодых людей, обеспокоенных своим профессиональным будущим, стремящихся учиться в профессиональном учебном заведении или получить профессию в процессе работы, наблюдается опережающее развитие в оценке своих личностных качеств по сравнению с оценкой своих профессиональных качеств. Учащиеся лучше представляют себя как личность вообще, то есть в совокупности моральных, физических, интеллектуальных качеств, своих интересов и склонностей, но в меньшей степени имеют представления о своем профессиональном «Я».
Статьи о педагогике:
Принцип речевой направленности
Речевая направленность учебного процесса заключается не столько в том, что преследуется речевая практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели есть само практическое пользование языком. Практическая речевая направленность не только цель, но и единство. Речевая направленность предполагает ор ...
Оздоровление организма
В основу одной из современных концепций здоровья положена аэробная производительность человека – максимальное количество кислорода, которое человек может освоить за одну минуту. Эта производительность зависит от емкости легких, скорости кровообращения, частоты сердечных сокращений, уровня тканевого ...
Методические разработки опытов, с использованием цифровой лаборатории
«Архимед», для урочной деятельности
В предлагаемых работах используется, входящие в состав цифровой лаборатории «Архимед» карманный компьютер (КПК), устройство NOVA5000, TriLink, датчик рН и датчик температуры. Тема: Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. Типы растворов Тема «Растворение как физико-химический проце ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования

