Методы исследования профессионального самоопределения

Страница 9

Свободное наблюдение применяют на начальных этапах исследования. Оно позволяет скорректировать постановку вопросов, глубже вникнуть в суть изучаемой проблемы.

Формализованное наблюдение ведется по стандартизированной программе; наблюдаемые события разбиты на отдельные элементы, которые фиксируются в протоколе. Отмечаются частота их проявления, психическая напряженность, поведенческие реакции людей и т.д.

Особенностью наблюдения как метода исследования является то, что сбор информации осуществляется при помощи разных органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания. Ведь профессиональная деятельность сопровождается запахами, шумами и т.п. И конечно, они отражаются на психическом состоянии испытуемых, определяют продуктивность деятельности, влияют на удовлетворенность трудом.

В зависимости от степени участия исследователя в наблюдаемом процессе различают включенное наблюдение, когда исследователь входит в состав группы и выполняет все виды деятельности этой группы, и стороннее наблюдение, когда исследователь рассматривает ситуацию непосредственно или находится за пределами наблюдаемого действия, когда анализируются психические явления, снятые кино- или видеокамерой.

Наблюдение как метод профпсихологии применяется при оценке организации рабочего места и производственной ситуации в целом, при анализе коммуникации испытуемого, его профессионального поведения, профессиональной обучаемости и квалификации. Наблюдение целесообразно использовать при разработке психограмм профессий, исследовании особенностей профессиональной адаптации, обучения на рабочем месте.

Негативные моменты наблюдения заключаются в недостаточной репрезентативности полученных данных из-за большого количества сопутствующих явлений и высокой вероятности субъективной интерпретации наблюдаемых событий. При наблюдении приходится информировать испытуемых о задачах исследования, что вносит изменения в их профессиональное поведение и деятельность. Кроме того, у работников, да и у руководителей, появляются опасения, что результаты исследования отрицательно скажутся на их работе.

Психометрия (психометрические методы) — исследование количественных сторон, соотношений, характеристик психических процессов и явлений. Важнейшим признаком психометрии является стандартизация технологий измерения параметров динамики индивидуальных различий, эмпирических лимитов данного психического процесса. Психометрия направлена на создание психодиагностических методик, обладающих валидностью, надежностью и репрезентативностью. К психометрическим методам относится психологическое тестирование.

Тестирование — метод психологической диагностики, при котором используются стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Тестирование применяется в образовании при определении интеллектуальных и специальных способностей, уровня развития психофизиологических свойств и качеств личности, в профессиональной сфере при отборе и определении профпригодности, профессиональной экспертизе и реабилитации, а также при профессиональном консультировании.

В тестировании выделяют три этапа:

- выбор теста, опросника (определяется исследовательской задачей);

- проведение тестирования в соответствии с инструкцией при соблюдении этических норм;

-обработку полученных данных и интерпретацию результатов тестирования.

В профпсихологии важное значение приобретает диагностика специальных способностей и профессиональных достижений. Традиционные интеллектуальные тесты направлены на измерение академических способностей. Они сосредоточены главным образом на изучении абстрактных функций интеллекта. Потребность в надежных методах профессионального отбора кандидатов на вакантную работу побудила психологов разработать диагностику специальных (профессиональных) способностей. Разные отрасли производства предъявляют к работникам специфические требования. В целях профотбора, профконсультации, расстановки кадров, замещения вакантных рабочих мест необходимо иметь тесты, позволяющие определить выраженность профессионально значимых психофизиологических свойств, психологических качеств, профессиональных умений.

Тесты профессиональных достижений разрабатываются для измерения степени овладения определенным видом деятельности либо для диагностики результатов профессиональной подготовки.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11


Статьи о педагогике:

Методика изучения перпендикулярности прямых и плоскостей. Методическая схема изучения признака перпендикулярности прямой и плоскости
Содержание: определения: перпендикулярных прямых, перпендикулярных прямой и плоскости, перпендикуляра к плоскости, расстояние от точки до плоскости, наклонной, прямоугольной проекции наклонной, перпендикулярных плоскостей, теоремы о перпендикулярных прямых, признак перпендикулярности прямой и плоск ...

Методы исследования нравственных поступков старших школьников в ситуации выбора
Ситуация выбора - это совокупность обстоятельств внешнего мира и внутреннего состояния человека, на фоне которых актуализируется необходимость поиска и предпочтения одной из скрытых или явных альтернатив. Для того, чтобы была возможность выбора, должно быть наличие вариантов. Варианты могут быть за ...

Особенности работы школы с многодетной семьей
По мнению Ю.П. Азарьева работу с многодетной семьей школа, а если быть точнее, то социальный педагог начинает с её изучения. Рассмотрим проблемы многодетных семей, с которыми чаще всего сталкивается школа и социальный педагог. Это могут быть многодетные семьи, где ребенок может жить в постоянных сс ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru