Женское образование в России в конце XIX начале XX веке
К началу 20 века значительно расширяется сеть женских воскресных школ, созданных на средства частных лиц и общественных просветительских организаций. Особой известностью пользовались Харьковская женская воскресная школа Х.Д.Алчевской, воскресные школы на Шлиссельбургском тракте в Петербурге, Тифлисская воскресная школа О.В. Кайдановой.
В середине 90-х годов 19 века в России действовало фактически лишь одно высшее женское учебное заведение - Бестужевские курсы, учрежденные в 1878 году в Петербурге как частное учебное заведение и не дававшие воспитанницам никаких прав. Попытки демократической интеллигенции расширить рамки женского высшего образования встречались правительством в штыки.
Правительственная реакция 80-х годов создала на пути женского высшего образования в России непреодолимый барьер, разрушить который демократическим силам удалось лишь в условиях общественно-политического подъема конца 19 - начала 20 века. Новым типом высшего женского учебного заведения в России явились открытые в 1896 году в Петербурге известным ученым и общественным деятелем П.Ф. Лесгафтом курсы воспитательниц и руководительниц физического образования. Видный ученый-гуманист, горячий сторонник равноправия женщин, П.Ф. Лесгафт сумел создать уникальную для своего времени высшую женскую школу, которая по своим учебным планам и программам, методам преподавания и всему внутреннему строю резко отличалась от высшей школы любого государства, предоставлявшего женщине высшее образование.
Важным событием в истории женского образования является первый Всероссийский съезд по вопросам образования женщин, который состоялся в 1912 году. На нем подвергалась расширенной критике существующая система образования женщин, строго встал вопрос о равенстве в правах женщин и мужчин в образовании.²
После революции 1905-07 годов несколько увеличилось число учащихся девочек в народных школах и средних учебных заведениях. Но основная масса женщин дореволюционной России не только было лишена возможности получать специальное образование, но, и оставалось неграмотной. По данным переписи 1897 г., в городах России грамотными были только 12.4 %, в сельской местности - всего 8.6%. Особенно низкой была грамотность среди женщин национальных окраин России: в школах обучалось только 289 женщин-казашек, среди туркменов до революции было только 7 грамотных женщин.
Статьи о педагогике:
Опыт проведения олимпиад на базе ВГПУ
Олимпиада по технологии направлена на повышение престижности и качества технологической подготовки учащихся, развитие их творческих способностей, привлечение к выполнению оригинальных и практически ценных проектов, а также выявление и поощрение наиболее способных учащихся и творчески работающих учи ...
Формы организации учащихся в режиме учебного дня
Физическое воспитание в школах полного дня осуществляется в традиционных формах его организации, решая те же задачи, что и в обычной школе. Однако условия и режим работы школы позволяют более эффективно реализовать возможности всех форм физического воспитания на основе преемственности содержания кл ...
Педагогические и возрастные предпосылки силовой подготовки школьников
В процессе развития организма детей и подростков происходит естественное увеличение мышечной силы. Причём абсолютная мышечная сила растёт непрерывно и относительно равномерно на протяжении всего школьного возраста. По данным же А.В. Коробкова, относительная мышечная сила у школьников увеличивается ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования

